Героизм русских моряков был спровоцирован американской халтурой

Легендарный крейсер «Варяг» оказался бракованным «чудом импортной техники»

 

 

 

«Наверх вы, товарищи! Все по местам!

Последний парад наступает.

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает...»

110 лет назад у берегов Кореи произошел морской бой, ставший одной из самых героических страниц истории русского военного флота.

9 февраля 1904 года крейсер 1-го ранга «Варяг» неподалеку от корейского порта Чемульпо вступил в свой первый и последний бой, сражаясь с целой японской эскадрой. Имя этого боевого корабля знакомо всем, но мало кто знает, что беспримерная доблесть «Варяга» – на самом деле его трагедия, связанная с «врожденными физическими дефектами».

Легендарный крейсер «Варяг» оказался бракованным «чудом импортной техники»

тестовый баннер под заглавное изображение

Казалось бы, тут явный парадокс. Ведь «Варяг» считался тогда едва ли не лучшим нашим крейсером, родоначальником новой серии русских боевых кораблей – дальних разведчиков. Какие уж тут «врожденные дефекты»?! Но, увы, это действительно так.

На рубеже XIX и XX веков Россия, в ту пору активно наращивавшая свой военный флот, заказывала некоторые боевые корабли за границей, – «ради быстроты постройки и из-за занятости русских верфей». Контракт на сборку четырехтрубного красавца «Варяга» заключили с американской фирмой «Вильгельм Крамп и сыновья» из Филадельфии. Как оказалось впоследствии, это было ошибкой – ошибкой, которая и предопределила трагическую судьбу легендарного крейсера.

Вместо того чтобы выполнить работу, как от них и ожидали, – «на уровне лучших мировых достижений», американцы в данном случае явно напортачили. Фирма Крампа стремилась всячески сэкономить, чтобы получить от заказа русских максимальную финансовую выгоду. И возможностей для этого у меркантильных янки было много: ведь техническое задание на крейсер в нашем военно-морском министерстве составили лишь в самых общих чертах – проектируй, что хочешь.

Они и начали проектировать! Заокеанские «спецы», например, сконструировали и изготовили для «Варяга» руль чуть ли не вдвое меньшего размера, чем у других кораблей такого класса. Крамп выгадал при этом в затратах на бронзу и прочие дорогостоящие металлы, а вот для крейсера подобная экономия обернулась недостаточной маневренностью! Кроме того, боясь чрезмерного увеличения веса корабля (за это по условиям контракта полагался внушительный штраф), американцы пренебрегли броневой защитой для пушек, – не было не только орудийных башен, но даже элементарных щитов, орудия стояли на палубе совершенно открыто – как во времена парусного флота!

Однако самое непоправимое произошло с проектированием и изготовлением силовых агрегатов корабля. «Крамп и сыновья» поставили на русский крейсер паровые котлы новой, еще не достаточно испытанной системы (зато при изготовлении и монтаже эта техника обходилась дешевле!). Поначалу новинка зарекомендовала себя отлично. На испытаниях «Варяг» показал рекордную по тем временам скорость – 23,25 узла (более 40 км/час). Однако уже спустя несколько недель, когда крейсер, следуя через океан в Россию, «намотал на винты» первые тысячи миль, корабельные котлы начали «скисать». Вдобавок обнаружились серьезные дефекты в машине, некоторые детали которой были выполнены (как позднее выяснила комиссия экспертов из Морского министерства) из «неудовлетворительного металла». В итоге, когда «Варяг» пришел из Штатов на Балтику, его состояние было уже близко к параличу.

Все последующие попытки русских инженеров вернуть красавцу его первоначальную резвость окончились неудачей. Так что в знаменитом морском бою с японцами 9 февраля 1904 года участвовал вовсе не быстроходный крейсер, способный мчаться по волнам со скоростью свыше 40 км/час (именно такие показатели значатся во многих книгах и справочниках), а самый настоящий «инвалид», который, даже мобилизовав все резервы своих машин, едва-едва вытягивал 20-25 км/час и потому значительно уступал в скорости боевым кораблям противника.

А кораблей этих было много. Японцы подтянули к Чемульпо для сражения с «лучшим в мире крейсером» целую эскадру из 6 крейсеров и 8 миноносцев. Будь «Варяг» действительно быстроходным кораблем, у его командира, капитана I ранга В. Руднева, был бы реальный шанс идти с крейсером на прорыв в открытое море: японские корабли просто не догнали бы его. Но с хронически неисправной машиной какой уж там прорыв! – Вот и пришлось крейсеру вместе с сопровождавшей его старой канонеркой «Кореец» ввязываться в сражение, результат которого можно было предсказать заранее.

Уже через час жаркого артиллерийского боя «Варяг» и «Кореец» отступили назад, в порт Чемульпо. Крейсер был сильно разбит, лишился трех четвертей своих орудий (спасибо американцам за «надежную» их защиту, за хрупкие шестеренки лафетов, у которых ломались зубья во время стрельбы!). Из экипажа 34 человека было убито и 188 ранено...

Чтобы корабль не достался врагу, Руднев хотел его взорвать, но выполнить это не удалось. Взрывом уничтожили только маленького «Корейца», а изуродованную громаду крейсера просто затопили в гавани.

Высшая власть не сразу определилась, как оценивать боевую эпопею «Варяга» и «Корейца». Поначалу «варяжцев» даже осуждали: мол, отступили перед «косорылыми», опозорили честь андреевского флага, а командира Руднева собирались предать трибуналу за то, что не взорвал крейсер. Однако вскоре решено было все «переиначить»: сам государь император Николай II (как утверждают – с подачи тогдашнего военного министра Куропаткина) своим письменным волеизъявлением объявил бой русского крейсера с эскадрой, превосходившей его по мощи огня в 7 раз, настоящим подвигом.

«Варяжцы» оказались в центре невиданных торжеств. Впервые в истории русского флота команды двух боевых кораблей – крейсера и канонерки, – в полном составе были награждены Георгиевскими крестами (а кроме того еще и специально изготовленными памятными медалями). Экипажи «Варяга» и «Корейца» по прибытии в Петербург были встречены высшими чинами российского флота и, пройдя парадным маршем по Невскому проспекту, отправились на торжественный обед в Зимнем дворце, который дал в их честь сам государь. Каждому моряку полагался персональный сувенир от Его Величества – особый «георгиевский» столовый прибор.

А в это время... Буквально через несколько дней после захвата Чемульпо японцы уже начали готовить подъем «Варяга» со дна. К концу лета 1905-го крейсер оказался вновь на плаву. Его отремонтировали и включили в состав японского флота под названием «Сойя». Легендарный корабль плавал под флагом Страны Восходящего Солнца 11 лет и лишь в самый разгар Мировой войны он вернулся под Андреевский флаг: Россия выкупила крейсер у Японии и отправила служить с Дальнего Востока на Северную флотилию, в Мурманск. Однако дальний переход вокруг половины земного «шарика» оказался для старины-«Варяга» слишком серьезным испытанием. Пришлось ветерана отправлять в Англию на капитальный ремонт. Там крейсер застрял надолго: после революции британцы никак не хотели отдавать корабль Советской Республике. Кончилось тем, что в 1923 году они продали «Варяга» в Германию – на слом. По пути, во время шторма, корабль крепко сел на камни у шотландского побережья, и новые хозяева решили прямо там, на месте аварии, разрезать стальную громаду на части и вывезти их на переплавку. При этом, как впоследствии выяснили исследователи, нижняя часть корпуса с машинами и трюмными механизмами так и осталась лежать на дне Ирландского моря у деревни Ленделфуд. В 2007 году на берегу возле этого места был установлен памятный знак.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру