— Вот, полюбуйтесь, — специалист-нумизмат Владимир Порываев выложил на стол горстку монет — новеньких, блестящих. На одной стороне каждой из них надпись «Чеченская Республика Ичкерия», год выпуска — 2013-й и герб этого непризнанного государственного образования с полулежащим волком. На другой обозначен номинал.
Такие деньги появились сравнительно недавно. Всего в этой «линейке» восемь монет, — поясняет Владимир. — Самая мелкая — 10 копеек, самая крупная — 25 рублей.
— Но почему вы называете эти «кругляши» деньгами? Может, просто сувениры, жетоны?
— Дело в том, что здесь присутствуют все три необходимых внешних признака, которые должны быть у настоящих монет: обозначены номинал, год выпуска и название государства. Кроме того, есть и характерные степени защиты, применяемые для металлических денег, чтобы затруднить их подделку: на ободке видна рельефная насечка, а монеты большого номинала сделаны биметаллическими — из двух разноцветных сплавов. Качество очень высокое! Что же касается жетонов... Посмотрите на этот образец.
Порываев протянул мне круглую железячку. По внешнему виду — точь-в-точь одна из монет, входящих в выпущенный Центральным банком набор десятирублевиков «Регионы России»: размер, сочетание разноцветных полей — из мельхиора и латуни... Вот и надпись есть: Ямало-Ненецкий АО, и герб этого региона отчеканен! Однако, перевернув червонец, я обнаружил вместо ожидаемых цифр и букв «10 рублей» рельефно выполненную надпись: «Сувенир. Не является платежным средством».
— Это фактически жетон, игрушка для коллекционеров, — улыбается мой собеседник. — Дело в том, что многие из них хотят иметь в своей коллекции полную серию «Регионы России», однако далеко не все могут позволить себе приобрести ради такой цели настоящую десятирублевую монету, посвященную Ямало-Ненецкому автономному округу и еще двум регионам. Ведь таких монет было отчеканено почему-то лишь по 100–200 тысяч штук, в то время как для других регионов тираж составлял по несколько миллионов. В результате цена дефицитных монет серии подскочила сейчас до 10 тысяч рублей за штуку! Но заполнить прореху в коллекционном альбоме — хотя бы временно — можно и не тратя столь крупной суммы. С помощью имитатора, который обойдется всего в 300–400 рублей. Изготовила тираж таких «муляжей» какая-то частная фабричка или мастерская. Нормальный коммерческий проект, и ничего противозаконного. С чеченскими же монетами иная ситуация.
— Но ведь купить что-нибудь на эти «ичкерийские рубли» наверняка не получится!
— А они не для того сделаны. На самом деле это явно такой сепаратистский демарш, еще один из способов расшатывания внутриполитической обстановки. Просматривается явная аналогия со средневековыми коллизиями. Тогда любой удельный князь, желая демонстративно показать свою малую зависимость от сюзерена, начинал чеканить собственные деньги...
Рассматриваю внимательнее «суверенные» монеты. На них изображены различные представители фауны. На десятикопеечном кругляше — змея, на двадцатикопеечном — паук, на рублевике — филин, пятерку украшает медведь, два рубля — ежик, на червонце — черепаха, а для самой крупной 25-рублевой монеты авторы выбрали изображение тигра.
— Откуда же появились эти шедевры?
— У нумизматов информации нет: кто их сделал, где. Можно лишь предположить, что штампы изготовлены за границей и привезены оттуда на территорию нашей страны. А чеканят, вероятно, на каком-то частном предприятии, занимающемся ювелиркой...
— Насколько такая «валюта» востребована?
— Появились чеченские рубли недавно, и, по моим наблюдениям, особым спросом у коллекционеров не пользуются. Хотя на прилавках, у мелких торговцев их можно встретить. Между прочим, буквально пару дней назад довелось видеть такие «сепаратистские» монеты в двух шагах от главного здания ФСБ — лежали среди прочих сувениров на лотке уличного «коробейника», обосновавшегося рядом с Лубянской площадью...
Кроме рублей чеченских есть и другие «региональные валюты». Владимир Порываев показал комплекты монет, отчеканенных для некоторых республик — Дагестана, Татарстана, Башкортостана...