Осторожно! Дед Мороз!

Дети доверяют сказочным персонажам гораздо больше, чем обычным людям

Конец декабря — горячая пора не только для простых людей, но и для злоумышленников. Многочисленные деды морозы бегают по Москве тут и там. И ни у кого не вызывает подозрений бородач в красной шубе и с огромным мешком за спиной. А уж что там у него в мешке и каковы его истинные цели — об этом мы порой узнаем из милицейских хроник. Да и мировой кинематограф полон историями о том, как, переодевшись зимним волшебником, можно легко обмануть простых людей.

Но больше всех доверяют Деду Морозу дети. «МК» разыграл костюмированный спектакль и выяснил: чтобы увести ребенка с детской площадки, «артистам» в костюмах Деда Мороза и Снегурочки достаточно 10 минут.

Дети доверяют сказочным персонажам гораздо больше, чем обычным людям

тестовый баннер под заглавное изображение

Исходные данные нашего костюмированного эксперимента: 20 шоколадных медалек по 10 рублей и наряды самых популярных зимних волшебников. Следует заметить, что общение с детьми нашего Дедушки Мороза и Снегурочки проходило под неусыпным контролем психолога. Злоумышленники же, конечно, такую заботу проявлять не будут. Кроме того, родители дали нам разрешение провести эксперимент. Участвуют в эксперименте 10 детей.

Кстати, большинство родителей были твердо убеждены, что выманить детей с площадки, с которой им строго-настрого уходить запрещено, и увести в ту сторону, куда ходить нельзя, нашим героям вряд ли удастся.

 — Я свою дочку Алису часто одну отпускаю погулять, — рассуждает Дарья М. — Двор у нас тихий, машин нет, площадка у меня на виду. Моя дочь ни за что ни за каким Дедом Морозом со двора не пойдет!

Считается, что 7–9 лет — уже вполне сознательный возраст. Дети, казалось бы, все понимают, вполне самостоятельные. В школе и дома их постоянно предупреждают об опасности. Может, родители правы? Ну что же — посмотрим.

Обычная детская площадка московского спального района, три часа дня, падает легкий снежок. Первоклашки и второклашки после школы вышли побегать во дворе. Алиса (8 лет), ее подружка Настя (8 лет), Данила (9 лет), Алеша (7 лет) и четырехлетняя Аня весело резвятся на горке. Обычный день. Единственное отличие — никого из взрослых на площадке нет, они следят за происходящим на детской площадке кто из окон, кто поодаль. Ибо ребенок сам должен решить: доверять незнакомцу или нет.

Сказочных персонажей дети заметили издалека и тут же рванули к нам. Через одну минуту все уже рассказывали стишки и пели новогодние песенки. Через три — взялись за руки и водили хоровод. Через пять — смело дергали Деда Мороза за бороду, рассматривали снежинки и блестки у Снегурочки, садились к доброму дедушке на коленки и рассказывали о своих самых заветных желаниях. А через 9 минут они уже гуськом шли со двора за неизвестными им переодетыми людьми. Чтобы увести пятерых детей из поля зрения родителей, нашему Деду Морозу и Снегурочке потребовалось ровно 10 минут.

 — Наш эксперимент показал, — сказал позже педагог Сергей Голыборода, который исполнял роль главного волшебника зимы, — что Деда Мороза и Снегурочку дети не могут воспринимать как злых и коварных. Даже прекрасно понимая, что это переодетые взрослые, они воспринимают их как повод повеселиться, получить подарки. Многочисленные детские фильмы и мультики только поддерживают в них веру во все чудесное.

Сначала мы долго размышляли, под каким предлогом увести детей с площадки: пообещать подарки или предложить пойти поискать сказочный мешок. Но сработало простое предложение покататься на волшебных оленях. Родители говорили, что в чужие машины садиться нельзя, а про оленей ведь никто не предупреждал...

Уже выйдя за пределы двора, наш Дед Мороз остановился и хлопнул себя по лбу: «Ребята, а олени-то еще на севере! Рано мы их ждем, до Нового года еще 10 дней!». Дети в утешение получили шоколадки, и лишь одна из девочек робко добавила: «К тому же мы у мамы не спросили разрешения...».

 — Я просто в шоке, — недоумевала позже мама Данилы. Она наблюдала за экспериментом из-за угла дома. — Еще утром провела с сыном беседу, что не все деды морозы настоящие, могут быть и просто переодетые дяди. Но он про это даже не вспомнил, так же как и про то, что я строго-настрого не разрешаю ему уходить с детской площадки!

Остальные родители говорили примерно то же самое. И только одна бабушка заметила:

 — Какое счастье, что наши дети все еще верят в сказки. Было бы ужасно, если бы они шарахнулись от Деда Мороза как от огня.

Однако надо понимать, что детская вера в сказку может использоваться преступниками, поэтому родителям стоит серьезно задуматься.

 — Дети 7–8 лет очень доверчивы, — комментирует наш эксперимент педагог-психолог центра психолого-медико-социального сопровождения ЦОУО ДОГМ Ирина Коныгина, — сказка для них — мерило истинности. Если бы на детской площадке к ним подошел Кощей или Лиса, они бы не пошли, но Дед Мороз и Снегурочка — это святое. Ребенок не будет задавать себе вопрос: а что делает Дед Мороз на моей площадке? Зачем он здесь? Единственный вопрос, который ребенок может задать, «ты правда Дед Мороз?» — и даже после короткого утвердительного ответа «да» будет всецело доверять этому взрослому. Мол, если ты назвался Дедом Морозом, значит, должен поступать как он, быть добрым, веселым, сильным. Звание обязывает. К тому же дети этого возраста легко включаются в игру. Этим, к сожалению, и пользуются преступники.

* * *

Вторая часть нашего эксперимента проходила в другом дворе. Здесь ситуация была несколько другая, так как жилой комплекс обнесен забором, на въезде стоит охрана. Малышня свободно носится без присмотра взрослых. Но и эта безопасность, купленная за деньги родителей, оказалась мнимой.

Мы приехали в такое время, когда дети занимаются в кружках, секциях, поэтому на улице было всего трое первоклашек — Маша, Артем и Даша — и несколько бабушек с малышами. Дети катались с горки на площадке в центре жилого комплекса.

Наши Дед Мороз и Снегурочка остановились при входе. Своих любимых героев дети заметили сразу и тоже рванули к ним. Бабушки с малышами тоже как-то быстро подтянулись. Начались песни, стихи, хороводы. Дети получали шоколадки, поделились своими тайнами: кто какой подарок ждет, где родители, когда им надо идти домой. И когда последовало предложение покататься на волшебных оленях, они не задумываясь направились за Дедом Морозом.

Под предлогом, что малышам еще рано кататься на оленях, мы избавились от бабушек, которые было увязались за нами. За Дедом Морозом трое первоклашек уверенно проследовали через КПП за территорию жилого комплекса. Снегурочка внимательно смотрела, чтобы дети не отставали, а наш фотокор Кирилл щелкал фотокамерой. Свое заблуждение относительно происходящего взрослые потом почему-то объяснили присутствием фотографа. Объяснение, согласитесь, неожиданное и странное.

 — Почему вас не насторожило, что маленькие дети уходят без родителей в неизвестном направлении? — спросили мы одну из бабушек.

 — Ну не знаю, это же не мои дети. Тем более с вами и фотограф был, значит, их родители наняли специально массовиков-затейников, — пожала плечами она.

Но почему охранники тоже не обратили никакого внимания на то, что дети выходят за территорию без родителей с какими-то переодетыми людьми? Волнение среди первоклашек проявилось только за КПП. Легкие сомнения были заметны и раньше, но соблазн покатушек на оленях их явно пересилил. А когда никаких оленей не оказалось, дети стали шептаться, мяться.

 — Я шепнула ребятам, — вспоминает Маша, — что если нам предложат сесть в машину — надо сделать вид, что звонит мама и велит вернуться.

Мы, естественно, не стали пугать детей, «вспомнили», что забыли спросить разрешения у мам, и вернулись на территорию жилого комплекса, где к ним тут же с вопросами ринулись родители: «Как же так? Почему вы ушли с площадки? Мы же не разрешали!». На этот вопрос дети ответить не могли. За них ответила педагог-психолог Ирина Коныгина:

 — Новогодний праздник всегда встречается коллективом: группой в саду, классом в школе, семьей дома. Поэтому когда Дед Мороз ведет куда-то всех, это весело, празднично, вместе не страшно.

* * *

Затем наш переодетый Дед пошел по квартирам. Что удивительно, находясь дома, на своей территории, дети вели себя более осторожно. А может быть, отсутствие визуального контакта позволяло ребятам мыслить рационально. Но восьмилетний Илья, например, отказался открывать дверь:

 — А почему ты, Дедушка Мороз, так рано пришел? — спросил осторожный мальчик.

 — Подарок принес.

— Так я ж тебе письмо только вчера отправил...

Деда Мороза Илья так и не пустил. Двое других детей вообще не подошли к двери. Но были и такие, которые не задумывались.

 — Мне пришлось открыть, — объяснила шестилетняя Лиза, — ведь это был Дедушка Мороз. Он старенький и подарок принес.

Итак, наш эксперимент показал, что из десяти детей младшего школьного возраста только один ребенок смог устоять перед Дедом Морозом. Мы уводили детей с площадки группами, соблазняли поодиночке. Дети всегда верили, верят и будут верить в сказку. И не надо их в этом разочаровывать. Вот и мы, конечно же, не стали рассказывать им, что это был лишь эксперимент и волшебники — не настоящие. Наша задача — заставить родителей задуматься и даже в период праздников не терять бдительность.

И напоследок несколько новогодних советов от Ирины Коныгиной:

— Сейчас, когда вокруг столько новогодних соблазнов, в парках и на площадках не выпускайте детей из вида, пусть они всегда будут в вашем поле внимания. В больших торговых центрах, где так легко отвлечься, не выпускайте руки ребенка, если что-то рассматриваете, держите его перед собой. И не оставляйте детей одних с уличными аниматорами — ведь никто не знает, аниматоры ли они на самом деле.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру