Царский срок: сиди в подземной тюрьме на голодной пайке, пока не умрешь!

Москвичи могут увидеть 50-килограммовые кандалы, в которые был закован дядя первого царя из рода Романовых

«Смериша в оковах нози его, железо пройде душу его». Такая надпись когда-то украшала могилу Михаила Романова. – Но не первого русского царя из романовской династии, а его родного дяди – Михаила Никитича, принявшего мученическую смерть в 1602 году. Почитаемая среди верующих реликвия, сохранившаяся от этого боярина-страдальца, только что доставлена в Москву.

Москвичи могут увидеть 50-килограммовые кандалы, в которые был закован дядя первого царя из рода Романовых

Трёхсотлетняя история царствования рода Романовых будто в рамку страданий взята. О кровавой трагедии, связанной с гибелью семьи последнего императора Николая Александровича, всем хорошо известно. Однако и зарождение династии правителей российских – в годы, предшествующие избранию на царство первого Романова, – связано было с трагическими событиями, со смертями в этой семье.

В рамках мероприятий посвященных отмечаемому в нынешнем году 400-летию Дома Романовых 21 ноября в московском Новоспасском монастыре прошла конференция «Романовы. XVII век», посвященная памяти бояр Романовых, родных братьев отца царя Михаила Федоровича (он стал впоследствии Патриархом Московским Филаретом) – Александра, Василия, Михаила и Иоанна Никитичей.

Михаил Романов

Пятеро братьев из боярского рода Романовых во время правления Бориса Годунова подверглись гонениям и опале. Тогдашний «хозяин Кремля» заподозрил Романовых в заговоре с целью захвата трона (и, судя по некоторым сведениям, которыми располагают современные исследователи и о которых было упомянуто на прошедшей конференции, подобный заговор вполне мог быть, хотя согласно официальной версии того времени Романовых обвинили «всего лишь» в колдовстве). Конечно, царь Борис не стал ждать и принял «упреждающие меры» – братья были схвачены. Трое из них вскоре приняли поистине мученическую смерть: Михаила и Василия уморили в темницах, Александр был задушен. Впоследствии тела погибших и умерших в неволе Романовых были перевезены в Новоспасский монастырь и похоронены в усыпальнице на его территории.

Благодаря усилиям Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича и по благословению Наместника монастыря епископа Саввы, ко дню проведения конференции в Новоспасский монастырь была доставлена святыня – фрагменты 50-килограммовых цепей, в которые был закован «ныробский мученик» – Михаил Никитич Романов. Дядя будущего царя летом 1601 года был схвачен и сослан в далекое уральское селение Ныроб. Там его поместили в специально приготовленное узилище: в глубокую яму, перекрытую бревенчатым навесом, в котором для доступа воздуха и подачи пищи было лишь окошечко всего в 20 сантиметров. Но даже в такой замурованной почти наглухо подземной камере узник не имел свободы перемещений: на нем оставили тяжелые железные оковы, прикрепив их цепями – за ноги, за руки, за пояс, – к врытому посреди ямы столбу, так что бедняга даже не мог ходить. Вдобавок стражники, присланные в эту уральскую глухомань охранять столь опасного государственного преступника, весьма тяготились своей «командировкой». Их ободряла лишь надежда, что в столь невыносимых условиях Михаил Романов быстро умрет. Однако и северным холодам, и тяжким лишениям оказалось не просто сломить могучее здоровье богатыря-боярина. Поняв это, охрана попросту перестала кормить узника, фактически не давая ему хлеба. В итоге Михаил Никитич, которого в народе прозвали «ныробским мучеником», скончался весной 1602 года (есть версия, что его все-таки задушили нетерпеливые стрельцы-охранники). 4 года спустя, когда обидчик Романовых Борис Годунов «сошел с политической сцены», останки боярина с почетом перевезли из Ныроба в Москву и похоронили в новой родовой усыпальнице в Новоспасском монастыре.

После воцарения Романовых место заточения Михаила Никитича объявили святым, там, где была яма-тюрьма, поставили часовню. Железные оковы Михаила Романова бережно сохранялись жителями Ныроба на протяжении нескольких веков в главном храме поселка, к ним даже приезжали-приходили многие паломники: ведь в народе считалось, что это святыня, способная исцелять. Побывавший в Ныробе в 1857 году профессор Вагнер записал: « Цепи народ чтит, как святое воспоминание о мученике...» По свидетельствам современников, не раз бывали случаи, когда кто-нибудь из пришедших помолиться, надевал на себя эти многопудовые романовские оковы и простаивал с таким грузом всю обедню.

При государе Николае II была предпринята попытка канонизации боярина-мученика Михаила Никитича Романова, однако завершить все требуемые церковным каноном формальности так и не успели – помешала начавшаяся война и грянувшая потом революция. Однако «ныробский мученик» уже много лет остается местночтимым святым.

Доставленные сейчас в Москву цепи Михаила Романова на протяжении ближайшего месяца будут выставлены в музее Новоспасского монастыря, находящемся рядом с фамильной романовской усыпальницей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру