В экспозиции демонстрируются уникальные материалы, представленные Государственным архивом Российской Федерации, архивом Президента РФ, Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина, Российским государственным архивом кинофотодокументов, Центром конституционного законодательства и публичного права.
Целый зал посвящен показу документов, рассказывающих о разных этапах подготовки Основного закона страны в 1993 году. Представлены и некоторые альтернативы – Конституция академика А.Д. Сахарова, проект Конституции СССР, который разрабатывался одновременно с Союзным договором 1991 года, но так и не увидел свет... Интересно посмотреть на сводную таблицу результатов общенародного голосования по принятию новой конституции в конце 1993-го: среди самых рьяных ее сторонников тогда – население Татарстана, Иркутской области, Ханты-Мансийского и Таймырского автономных округов, где «за» проголосовало от 74 до 82% избирателей. А вот в числе главных оппонентов (не считая воюющей Чечни, у которой в графе проставлено 0,0%) оказались Дагестан (всего около 21% «одобрительных» бюллетеней) и Карачаево-Черкесия (28%).
В других залах, благодаря представленным здесь экспонатам куда более внушительного возраста, можно узнать подробности о некоторых законодательных документах, которые были подготовлены в период правления династии Романовых (XVIII–начале ХХ в.в.). Впервые публично демонстрируется черновик знаменитых «кондиций», составленных членами Верховного тайного совета сразу после смерти царя Петра II ночью в Лефортовском дворце, с целью ограничить права будущего самодержца. Это первая в истории России документально подтвержденная попытка введения ограничений для монарха. На трон тогда, в 1730 году, российские «верхи» хотели позвать великую княгиню Анну Иоанновну, однако племянница Петра I ущемлять свои полномочия в угоду высшей аристократии не пожелала и представленные ей на подпись «кондиции» публично разорвала.
Что не понравилось будущей императрице, можно узнать, прочитав сохранившийся черновик: «...Понеже целость и благополучие всякого царства от благих советов состоит, того ради Мы ныне признаем необходимым уже утвержденный Верховный Тайный Совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Тайного Совета согласия: 1) ни с кем войны не вчинять; 2) мира не заключать; 3) верных Наших подданных никакими новыми податьми не отягощать;.. 5) у шляхетства чести и имения без суда не отнимать; 6) вотчины и деревни не жаловать; 7) государственного дохода в расход не употреблять и всех верных Своих подданных в неотменной Своей милости содержать...».
Отдельную витрину занимает подлинник составленного лично императором Александром I в 1815 году текста конституционной хартии Царства Польского, входившего в состав Российской Империи. Здесь же выставлен богато украшенный ларец, в котором хранилась впоследствии папка с польской Конституцией, составленной согласно проекту царя. Как рассказали организаторы выставки, у этого раритета непростая судьба. В 1830 году, при подавлении польского восстания, ларец с Конституцией был вывезен из Варшавы и долгие годы хранился в Петербурге. После Октябрьской революции и признания независимости Польши ее руководство потребовало от большевиков вернуть им это национальное достояние. В 1939 году, когда Красная Армия вошла в Западную Белоруссию и Украину, в имении последнего из династии Радзивиллов наши солдаты нашли ларец и вывезли его в Москву, где он находился «в режиме засекреченного хранения» вплоть до начала 1990-х.
А вот Уставная грамота Российской империи – текст Конституции, подготовленной министром юстиции Н. Новосильцевым, которую император Александр I подписать так и не отважился. Впрочем, демонстрируемый ее фрагмент вполне «безобидный»: «Глава II. О правлении Российской империи. Отделение I. О Державной власти. ...Статья 9. Корона Российско-Императорского престола есть наследственная; она переходит по порядку, установленному в Бозе почивающим Родителе Нашем, императором Павлом...».
Еще один представленный документ сохранил автограф другого царя – Александра III. Это «Всеподданнейший доклад Министра внутренних дел о работе Верховной Распорядительной комиссии, учрежденной для охранения государственного порядка и восстановления общественного спокойствия». В верхней части первого листа – комментарий Его Величества: «Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров...».
Наследник «царя-миротворца» Николай II годы спустя апробировал другой конституционный текст, превративший Россию из монархии абсолютной в монархию конституционную. На отпечатанном экземпляре «Основных законов Российской Империи» - рукописная пометка: «быть по сему». И дата: «в Царском Селе 23 апреля 1906 г.» Вот несколько пунктов из этой «Конституции»: «1) Государство Российское едино и не делимо... 3) Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях... 4) Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает. 5) Особа Государя Императора священна и неприкосновенна...»
Интересно посмотреть на «конституционные» документы советского времени. В витринах выставлены оригиналы – «парадные» экземпляры Декларации и договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик, подписанного 30 декабря 1922 года и «сталинской» Конституции, утвержденной в кремле 21 января 1937 года (о ней «вождь всех народов» сказал: «Наша Конституция является единственной в мире до конца демократической конституцией!»). Рядом помещен портрет наркома Г. Чичерина, сделанный в 1926 году художником А. Смоликовым в модной по тем временам технике: рисунок образован множеством букв; в данном случае это фрагмент текста первых глав Конституции РСФСР.
Организаторы выставки приурочили к ее открытию премьеру фильма, снятого 107 лет назад. Это кадры церемонии открытия Государственной Думы в 1906 году – единственная документальная киносъемка, которая была сделана тогда. Судьба этой пленки с запечатленными «живыми картинами» оказалась удивительной: хотя после завершения съемок ее посчитали испорченной, однако уничтожать не стали, так что пленка сохранилась до наших дней. Благодаря долгой и очень сложной реставрации кадры документального фильма 1906 года были все-таки «расшифрованы». «Открытие государственной Думы» впервые демонстрируется именно на нынешней выставке.
Увидеть многие демонстрируемые сейчас в Выставочном зале федеральных архивов исторические документы со временем сможет каждый желающий, зайдя в Интернет: эти архивные материалы станут частью создаваемого Виртуального музея Конституционной истории России.
Выставка «Конституционная история России» открыта по адресу Б. Пироговская, д. 17 с 11 по 27 октября ежедневно, кроме понедельника и вторника с12 до 18 ч., вход бесплатный.