Как отметил на заседании ОП замначальника Главного управления МВД РФ по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ Леонид Веденов, законодательство об оружии сильно устарело и требует серьезных и безотлагательных изменений. Толчком для этой работы стали два последних случая с массовыми убийствами граждан из огнестрельного оружия в Москве (Виноградов) и Белгороде (Помазун). Тогда стали явными все пробелы в законодательстве об оружии. Например, в одном случае разрешение на владение получил человек, стоящий на учете в психдиспансере, в другом оружие свободно попало в руки рецидивиста?
Поправки, предложенные депутатами Андреем Луговым, Романом Худяковым и военно-промышленной комиссией Правительства под руководством Дмитрия Рогозина, предполагают внесение изменений в различные законодательные акты — как в сам закон об оружии, так и в уголовный и административный кодексы. Они предусматривают развитие трех основных направлений: культуры и безопасности в сфере оборота оружия, развитие института самообороны, а также повышение общественной безопасности.
Сейчас все три законодательные инициативы проходят экспертизу всех заинтересованных ведомств и, скорее всего, как отметили в ОП, уже осенью этого года будут рассматриваться Госдумой.
Инициативы Андрея Лугового и правительственная уже прошли через экспертов МВД (которое, к слову, тоже готовило свой законопроект, но, не успело за другими вовремя внести его в Думу). В полиции приходят к таким выводам: ряд предлагаемых запретов, действительно, необходим.
Так, в ведомстве соглашаются с тем, что необходимо внести запрет на ношение и использование травматического оружия в состоянии опьянения, поскольку практика показывает, что именно с этим видов оружия как раз и случаются «пьяные разборки в кафе-ресторанах», выяснения отношений на дорогах, стреляющие свадьбы и прочее. В МВД согласны и стем, что необходимо ввести процедуру отстрела гильзы для «травматики». Это имело бы серьезный профилактический эффект поскольку сейчас, если не найден пистолет, трудно доказать, что стреляли именно из него.
Также в полиции считают, что правильно было бы ограничить право медучреждений на предоставление справки для допуска гражданина к оружию.
- Виноградов получил такое заключение в частной медицинской лавочке, - напомнил Веденов.
Массовое убийство в Белгороде также подтолкнуло к радикальному предложению: вообще запретить гражданам, владельцам оружия хранить его дома, если с ними проживают лица с ограничением свободы, судимые или с психическими заболеваниями. И установить полное ограничение на владение оружием для всех, кто когда-то привлекался к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Независимо от того, погашена ли судимость.
А вот предлагаемое повышение предельного возраста для приобретения оружия до 21 года, поскольку эта мера повлечет за собой серьезные корректировки в административном законодательстве, «смущает» МВД.
Зато ведомство одобряет такие шаги, как сокращение срока владения гладкоствольным оружием до приобретения права на нарезное. Сегодня гражданин может претендовать на это только через 5 лет, а предлагается опустить эту планку до 3-х летнего срока.
Также в полиции считают, что нет необходимости в отстреливании оружия раз в пять лет. Они предлагают делать это раз в 15 лет, а, если оружие «находится в режиме коллекционирования», то только при смене владельца, поскольку никаких изменений с этим оружием не происходит.
Важно, по мнению МВД также решить вопрос с ввозом оружия иностранцами. Сегодня иностранный гражданин может обратиться за разрешением на ввоз оружия для охоты или соревнований, но по закону право на хранение и ношение этого оружия можно оформить только на гражданина России.
- Фактически иностранец имеет право только на выстрел а это абсурд, - отметил Леонид Веденов.
Еще один момент не нашел своего отражения в законопроектах — это применение охранниками служебного оружия во внеслужебной деятельности и наоборот, применение личного оружия в служебных целях.
- Случай с Худяковым показал, что двое были сотрудниками ЧОПа и совершили нападение со служебным оружием. Результаты проверки охранных предприятий показали что большее количество служебного оружия ввозится на территорию московского региона, после чего остается без нашего конроля. Такого оружия было ввезено только через аэропорты несколько тысяч, но не все оно покинуло пределы региона. Кто с ним ходит и где оно — неизвестно. Это пробел в законодательстве, который нужно убрать — мы должны знать где это оружие, у кого оно находится.