Бездорожное дело

ТСЖ собственности не хозяин?

Как мы знаем из классики, в России две проблемы, бороться с которыми бесполезно. Даже если и находятся умные люди, которые берутся сделать дороги, то все равно это обязательно кому-то мешает. Год-другой — и на месте асфальта ямы да канавы, а жители, которые потратили на это деньги, снова в дураках.
ТСЖ собственности не хозяин?

В конце 80-х годов людям дали землю и кредиты под строительство собственного жилья, в результате чего на западе поселка Некрасовский (Катуар) появился муниципальный микрорайон Западный. Сегодня в него входят 65 домов, а в начале 90-х это был крохотный массив застройки, большая часть земли в котором была выделена заводом “Полимерконтейнер” в кредит под строительство индивидуального жилья заслуженным ветеранам труда. Делали и платили за все сами: электричество, газ, канализация, водопровод, дороги, благоустройство территории. Сами же и хотели быть “хозяевами в своем доме”. О первом опыте организации ТСЖ жителями частных домов “МК” писал пять лет назад.


— Конечно, за те годы, в течение которых мы самостоятельно все это обслуживали — клали асфальт, мыли, чистили снег и убирали мусор вдоль дороги, подсыпали выбоины, мы привыкли считать это своим, — делится бедой жительница поселка Екатерина Жатова. — Когда у нас появилось ТСЖ, встал вопрос о распределении полномочий. Нам дали понять, что все вокруг муниципальное, а мы — так, общественная организация. Мы невыгодны администрации нашего поселка. Видимо, не вся земля еще распределена, и советоваться никто ни с кем не собирается.


Но люди продолжали заботиться о своей малой родине. В один прекрасный майский день по микрорайону, по их дорогам пошла большегрузная строительная техника. Затрещал асфальт, пошли трещины, расползлись подъезды к домам, появились выбоины. Так собственники жилья познакомились с новым соседом, который в обжитом районе начал строить дом на единственном оставшемся незастроенном участке. Строительство дома — дело хорошее. Никто не спорит. Но как объяснить человеку, что не надо ломать то, что уже построено? Народ в поселке забурлил, поскольку дороги-то строили в складчину, поставили заслоны на дорогах из машин, кто-то вышел с ружьями, но не летать же строительной технике на вертолетах? Строиться все равно надо, все это понимают. Посему устроили собрание, вызвали соседа. Предъявили претензии о недопустимости использования тяжелой строительной техники в весенний период, о соблюдении санитарных норм: элементарная мойка колес от грязи перед выездом. Новый жилец поселка пообещал не хуже депутата, что построит новые дороги, помоет асфальт, отремонтирует все, что сломал. И уехал. На следующей неделе опять пошли карьерные самосвалы, посыпалась грязь по всему микрорайону — такие комья, что маленьким и стареньким пройти невозможно.


Со стороны жителей микрорайона начались разрозненные попытки восстановления порядка — позвонили главе местной администрации, секретарь предложила записаться на прием, прийти не смогли, так как все работают, просили передать информацию главе местной администрации. В ответ тишина. Районная милиция ответила, что не ее дело, как и Гостехнадзор и ГИБДД.


Прошло больше месяца. Дороги разрушены. Кругом грязь. Вопрос — кто же ответит за разрушенные дороги, которые были построены на средства жителей, ими убирались и обслуживались, но принадлежат местным властям? Неужели все права собственников жилья есть только в Жилищном кодексе — то есть на бумаге? Что говорит закон?


— Описанный случай — пример несовершенства законодательства, а также практики его применения в сфере организации деятельности местного самоуправления, и в очередной раз дает нам повод говорить о давно наболевшей проблеме: простые граждане на сегодняшний день не имеют реальной возможности влиять на условия жизни в месте своего проживания, не могут быть “хозяевами в собственном доме”, — считает доцент юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, адвокат Дмитрий Хаустов. — Если бы вся инфраструктура, о которой идет речь, находилась в частной собственности ТСЖ, исторически построившего и обслуживающего данную территорию, то проблему можно было бы решить проще: товарищество само могло бы установить правила использования собственных дорог и коммуникаций, а также взимать компенсацию за их порчу.  В нашей же ситуации вся инфраструктура находится в руках местной власти. Строительству дома гражданина-нарушителя предшествовала предусмотренная градостроительным законодательством процедура подготовки и утверждения органами местного самоуправления проекта межевания, выбора земельного участка, планировки территории и утверждения проекта. Именно на этом этапе граждане, по идее, и должны были иметь возможность влиять на принятие ряда важных решений, как то: какие объекты капитального строительства могут и будут строиться в данной местности; каким образом эти объекты будут подключаться к сетям инженерно-технического обеспечения; как при строительстве этих объектов будут затрагиваться права граждан на проход, проезд по общественным дорогам, улицам и какие меры необходимо предпринять, чтобы не допустить нарушения этих прав.


Обращаясь к нормативным актам, регламентирующим процедуру принятия этих документов на местном уровне, становится очевидным, что существенно повлиять на содержание данного рода документов граждане, как правило, не имеют фактической (а не юридической) возможности. Причиной тому — прямое закрепление порядка их принятия в статье 28 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”: данные документы должны обсуждаться на публичных слушаниях. Граждане же вправе лишь принимать участие в обсуждении и выражать свое мнение, которое либо будет учтено, либо будет лишь принято к сведению.


Реально повлиять на ситуацию местное население имеет возможность лишь в том случае, если заблаговременно инициируют процедуру местного референдума. Но процедура эта сложная и дорогая.
Строительству жилого дома гражданина, по вине коего и произошла порча общего имущества жителей — дороги, также предшествовала подготовка проектной документации для индивидуального жилищного строительства, которая подлежала разработке, согласованию и утверждению в соответствии с действующими нормативно-техническими требованиями.


Поэтому более чем странным представляется ответ районной милиции и ГИБДД, что “это не ее дело”. Вот кто должен был задавать вопросы застройщику о том, каким образом он собирается использовать тяжелоподъемные транспортные средства: сколько грузовых машин и самосвалов будет задействовано при строительстве дома — две или двадцать две? С какой периодичностью они будут двигаться по указанной дороге — раз в день или раз в минуту? Именно органы ГИБДД должны указать застройщику на то, какие меры он обязан предпринять для того, чтоб не создавать на дороге ситуаций, препятствующих движению транспортных средств и пешеходов, ставящих под угрозу безопасность движения по дороге и отрицательно влияющих на состояние самой дороги.


Это явное нарушении ПДД: разделом 23 предусмотрено, что “перевозка груза допускается при условии, что он: … не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду”. Органы ГИБДД обязаны были разобраться в сложившейся ситуации на месте, привлечь гражданина, использующего строительную технику к административной ответственности.


Органы муниципальной власти тоже должны были вмешаться — существующее законодательство вменяет им это в обязанность: “мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог … органами местного самоуправления … в ведении которых находятся автомобильные дороги”.


“Должны” — это не значит, что сделают. А так — “сами виноваты”, говорят юристы, инициатива наказуема. Прежде чем строить, чистить, ремонтировать дорогу, надо было оформить ее в собственность. Посоветовать можно одно — обратиться в вышестоящие органы Госадмтехнадзора, осуществляющие надзор за исполнением областного закона “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области” с соответствующей жалобой. Подходит под эту ситуацию еще один закон — “О Государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области”, по нему вредоносного соседа даже можно оштрафовать на пять тысяч рэ. Но для этого надо собирать бумаги, обивать пороги, много ездить, в том числе по разбитой дороге.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру