Интересное наблюдение: хотя увековеченные в бронзе и камне педагоги есть во многих российских городах, в каждом считают, что их памятник — первый и единственный в стране.
— Мы только стремимся к тому, чтобы работа учителя была почетной и уважаемой. Но пока этого нет. Наверное, поэтому горожане полагают, что только они додумались до увековечивания этого ремесла, — высказывает предположение относительно этого любопытного факта историк одной из школ Твери Галина Терещенко.
В Тверской области, кстати, в городке Торопец находится один из самых любопытных экземпляров — один из немногих, запечатлевших учителя-мужчину. У его создателей еще была жива память о своих школьных годах, когда в профессии в основном властвовал сильный пол. Строгий и уже явно не молодой гуру что-то объясняет своим подопечным, слегка опираясь одной рукой о парту, старенькую, со столешницей под углом. А где-то перед ним угадываются раскрывшие от интереса рты ученики...
— Его поставили на территории школы по инициативе выпускников 39—40-х годов, последнего предвоенного поколения, — вспоминает нынешний директор торопецкой школы №1 Наталья Калинина. — Идея возникла у них спустя 20 лет после окончания войны, в 1965-м. Эти люди прошли всю войну, потом восстанавливали мирную жизнь, многое пережили и, наверное, тогда-то и смогли по-настоящему оценить труд своих учителей. И как-то на встрече выпускников им и пришла в голову мысль поставить памятник. Однако в жизнь ее удалось воплотить только спустя 10 лет.
Как рассказывает Наталья Калинина, герой памятника — образ собирательный, у него нет прототипа.
— Хотя мы его всегда ассоциировали с нашим директором Иваном Николаевичем Гавриловым, — улыбается учитель французского и выпускница школы №1 Екатерина Пумпурскю. — Это был седовласый, высокий, крепкий, закаленный военный в отставке. Он казался нам тогда очень надежным, строгим, интеллигентным и справедливым. Колоритный был человек.
Со слов людей, его знавших, Иван Николаевич всегда относился с уважением даже к самым маленьким ученикам. Если видел, что первоклассник бегает по коридорам, то подходил и обращался к нему своим низким, спокойным голосом: “Несолидно, молодой человек!” И уходил дальше осматривать свои владения. Как утверждают ученики, у него даже прозвища не было, что считалось высшей степенью уважения.
В этой старейшей школе есть и свои смешные истории. Так, например, в конце 80-х завхоза Василия Ковальчука попросили очистить бронзовый памятник от зеленоватой патины. Недолго думая, предприимчивый Василий покрыл учителя золотой краской. На следующий день, придя на работу, все ужаснулись. Велено было срочно исправить ситуацию. Тогда завхоз поверх золота нанес черную типографскую краску.
— Надо сказать, отличная тогда краска была, — смеется историк школы №1 Надежда Гегель. — Прошло вот уже двадцать с лишним лет, но ни та ни другая не стерлись. Разве что одна просвечивает через другую…
Пьедестал для Дзержинского
Один из старейших памятников учителю, вернее, учительнице стоит в Саратове. Его еще в 1911 году воздвигли на деньги жителей губернии. Правда, когда-то он был одним из четырех фрагментов, окружавших пьедестал монумента Александру II.
— В 18-м году власть сменилась, его демонтировали, — рассказывает историк местного краеведческого музея Ольга Хуторная. — Чудом уцелела только одна фигура: сидящая женщина обнимает за плечи маленькую девочку и читает вместе с ней книжку. До недавнего времени скульптура находилась у детского корпуса 3-й городской больницы, а в 1996 году ее перенесли в городской сквер и назвали “Первая учительница”. Так она начала свою жизнь заново.
Местные учителя, правда, говорят о том, что она больше напоминает гувернантку, нежели педагога, объясняющего урок. Но, по мнению Ольги Хуторной, скульптору важно было показать благопристойность образованной дамы, а не олицетворять народное образование. Что ему и удалось.
Кстати, основание старого памятника тоже пригодилось в дальнейшем: его использовали как постамент для монумента Феликсу Дзержинскому.
— Вот такая преемственность поколений, — философски заключает школьный историк из Саратова Наталья Гусева.
Любопытно, что спустя почти девяносто лет множество российских скульпторов пошло по аналогичному пути решения композиции. Миловидная женщина, а рядом — ребенок или несколько. Декорациями служит, как правило, книжка, глобус, ранец или парта. Отличаются лишь строгость костюма и раскованность позы.
С книгой на фронт
Разумеется, каждый памятник в чем-то уникален. Но брянский монумент действительно не похож ни на какой другой. Особенность его в том, что хоть он и посвящен местным учителям, ушедшим воевать во время Великой Отечественной войны и погибшим на фронте, но изображает… обнаженного мужчину в позе, напоминающей роденовского “Мыслителя”, но с книгой в руках. Его возвели в начале 80-х годов перед Брянским государственным университетом (тогда еще педагогическим институтом). “Несущий знание бессмертен” — выбито на монументе. По мнению проректора по воспитательной работе университета Людмилы Зятевой, скульптор поставил перед собой цель “выразить одновременно суть гуманной профессии, духовность учителя, воспринимающего войну как уничтожение культуры”.
Тема учительства в скульптуре, кстати, нередко объединяется с темой войны. В Воронеже на территории школы №5 по инициативе самих учеников установили не то чтобы памятник, но памятный знак, посвященный педагогам, погибшим в годы Великой Отечественной. Многие воспитанники и учителя этой школы участвовали в обороне столицы Черноземья, некоторые сражались под Москвой, дошли до Берлина.
— Дети сами решили заниматься этим проектом, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Светлана Самойлова. — Участвовали школьники с 5-го по 11-й классы. Они делали абсолютно все: искали средства, писали письма спонсорам, даже самостоятельно рисовали эскизы.
А теперь ребята во время памятных дат несут вахту возле этого монумента, и всегда там лежат живые цветы.
Кроме того, в Сочи в 2007 году был открыт памятник “Сочинскому учителю” — классная дама с журналом в руках в окружении троих учеников. По признанию автора скульптуры, для фигурок школьников ему позировали дети друзей и близких.
— Сейчас они уже выросли. Правда, прошло всего три года, но ребята быстро меняются. Их уже не узнаешь, — рассказывает скульптор Петр Хрисанов. — Когда работаешь с близкими людьми, произведение всегда получается теплее, человечнее, что ли…
В Махачкале в 2003 году открыли памятник “Русской учительнице”: 10-метровая бронзовая скульптура девушки, в левой руке она держит книгу, в правой — глобус.
— Он возведен не только учителю, но и всем тем русским, кто посвятил свою жизнь Дагестану, — рассказывает представитель администрации Муртузали Муртузалиев.
Белая Калитва, Ростовская область, Орел, Кизляр, Ульяновск, Ставрополь — все это города, где тем или иным способом увековечили образ Учителя. А в ближайшем будущем их станет еще больше…