“Наши сосиски — самые вкусные сосиски в мире”
“Требуются общительные и привлекательные юноши и девушки от 16 до 25 для работы на рекламных акциях”, — гласило объявление в газете. Договорившись по телефону о собеседовании, я отправилась в офис, куда набилось еще тридцать девушек. Менеджер рассказала суть акции. По два человека мы стоим в зале магазина, в который нас направят, варим на пароварке сосиски, разрезаем каждую на пять частей и предлагаем покупателям попробовать и тут же купить. Работать нужно по пятницам, субботам и воскресеньям с 4 до 8 в течение трех недель. Зарплата фиксированная — 200 рублей в час, а если в нашем магазине будут большие продажи, то можно надеяться на премию. Но сначала нам придется пройти кастинг. Для этого каждой выдали промо-текст, который мы должны произносить в торговом зале, и попросили выучить и рассказать наизусть. Он звучал примерно так: “Добрый день, уважаемые покупатели! Попробуйте наши новые сосиски, самые вкусные сосиски в мире!”. В итоге нехитрый кастинг прошли все, и нас распределили по точкам.
Хоть в объявлениях о наборе промоутеров и пишут, что требуются привлекательные девушки и юноши, на деле рост-вес-длина ног значения не имеют. Зато если в носу или губе пирсинг, на время работы его придется снимать. Запрещается маникюр термоядерного цвета — клиент же смотрит на руки.
Большинство девчонок, желающих подзаработать, — студентки и школьницы. 15-летняя Катя учится только в девятом классе, но отчаянно это скрывает — почти во всех агентствах промоутерами берут только тех, кому уже есть 16. Паспорт, как правило, никто не проверяет, работодатели довольствуются его наличием и данными, которые девушки сами вписывают в договор. Поэтому Катерина не моргнув глазом записала в бумагу, что она 1994 года рождения, и отдала документ менеджеру. Нам выдали форму и телефон супервайзера. Этот человек должен время от времени привозить нам товар и проверять, как мы работаем.
Чтобы не возникло желания сбежать пораньше с рабочего места или опоздать на часок-другой, нас запугали неожиданными проверками Если в магазине нас не обнаружат — увольнение без зарплаты. На деле все оказалось гораздо прозаичнее. В пятницу к 15.00 мы подъехали к магазину, где встретились с нашим супервайзером Ирой. Ира с ходу заявила, что ей нужно срочно ехать к ребенку в садик, а потом на дачу, так что она оставляет нам сосиски на все три дня и в следующий раз приедет только в воскресенье — забрать остатки. Насчет остальных ревизоров Ира успокоила: если кто-то захочет посмотреть нашу работу, то предупредят ее, а она уже позвонит нам.
— Десять упаковок я домой возьму, — подмигнула на прощание наша “проверка”, — а вы там между собой уже сами договоритесь, как остатки поделить.
Ровно в 16.00 мы стояли на рабочем месте, варили сосиски и раскладывали их на разные тарелки в зависимости от вида.
— Добрый день, уважаемые покупатели! Попробуйте наши новые сосиски, самые вкусные сосиски в мире! Они сытные, поле-е… — договорить мне не дали. В считанные секунды сбежались дегустаторы из покупателей. Через десять минут от шести пачек ничего не осталось. “Мы что, халявная столовая? — возмущалась моя подруга. — Нам еще три с половиной часа стоять, они же весь запас через час сожрут!”
На сегодняшний день у нас было отложено тридцать упаковок с разными сосисками. С такими темпами они бы закончились уже часа через два. Пришлось экономить. А именно: пятнадцать минут мы стояли и болтали, а следующие десять варили сосиски и угощали ими посетителей и себя.
Как показала практика, за опоздание на работу промоутеров даже не накажут. Так же, как и за то, что сбежишь на полчаса пораньше — просто никто об этом не узнает. Так что рабочий день можно смело назвать трехчасовым.
Периодически к нам подходили продавщицы, кассиры, грузчики, охранники и тоже угощались в несметных количествах. Сосиски перепали и местной кошке. В воскресенье позвонила Ира, спросила, сколько сосисок осталось, сказала, что запишет в ведомость, что раздали все, а эти мы можем забрать домой. Мы разложили в пакеты нераспакованные остатки еды и пошли на выход. Тут-то и случилось непредвиденное — когда мы выходили из магазина с мешками, набитыми сосисками, охранник потребовал чек. Естественно, у нас его не оказалось — и секьюрити вызвал милицию. Директора в магазине в этот день не было, так что следующие два часа мы выясняли отношения со стражами порядка. Отчаявшись, я позвонила Ире, которая приехала через полчаса, показала все документы и увезла нас из злополучного супермаркета.
ИТОГ: за три вечера работы я получила 2400 рублей. Правда, деньги выдали только через три недели после окончания, когда с агентством рассчитался заказчик. Бонус — 15 упаковок “вкусных, сытных и полезных сосисек” — занял свое место в домашнем холодильнике. Как потом признались девушки, которые доработали до конца, некоторые из них унесли домой за все время акции не меньше пятидесяти пачек.
“Вы все еще потеете? Тогда мы идем к вам!”
В следующем агентстве я убедилась, что кастинги бывают разные. Здесь предупредили, что акция отличается от стандартных “купи — получи в подарок” и вообще будет творческой и интересной. Пробоваться на место пришло больше 150 человек, большинство из которых — студенты театральных вузов.
Задача — довольно необычным способом разрекламировать дезодорант известной фирмы. У акции две части. Во-первых, компания-производитель сотрудничает с телевизионным проектом по типу “Фабрики звезд”, который ищет таланты. Так что первую неделю промоутеры парами должны гулять по Манежной площади в синей форме и предлагать тусующейся молодежи записать на диктофон пожелания будущим артистам. Самые интересные будут крутить на радио. В благодарность мы дарим мини-дезодоранты. Делать это нужно семь дней подряд с 3 до 9 часов вечера. Вторая часть смешнее. Те же самые пары (мальчик и девочка) перемещаются в торгово-развлекательные центры и пристают к людям с предложением испытать их на стрессоустойчивость. Со словами “учите роли и приходите завтра” нас отправили домой.
Как же нас мучили на следующий день! Менеджеры агентства развлекались на славу, язвили, как самые вредные покупатели, разворачивались и уходили, задавали дурацкие вопросы, вроде “как долго от меня не будет пахнуть потом?” и “девушка, а можно ваш телефончик?” и пр. В первый раз отсеяли половину, на следующие сутки — еще человек двадцать. В итоге оставили 50 человек. В общей сложности в агентство я ездила пять раз. Зато когда меня приняли, радости не было предела — 300 рублей в час!
В следующий понедельник я со своим напарником Владом и супервайзером Денисом встретилась на Манежной площади. В отличие от предыдущей акции проверяющий все шесть часов должен находиться с нами — дезодоранты лежат у Дениса в машине. Над нашим прикидом и текстом откровенно смеялись, но записать на диктофон пожелание не отказывался никто. Как только народ просек, что мы бесплатно раздаем дезодоранты, к нам стали подходить сами. Активизировались местные продавцы, за пару-тройку флаконов нас накормили и напоили. Нарисовались и милиционеры, но после того, как мы подарили им дезодоранты, не захотели даже идти к супервайзеру за разрешением.
В магазине “мзду” придется давать сотрудникам, на улице — милиционерам и местным торговцам. Впрочем, принудительного характера сей акт благотворительности не носит, но, например администратор, если понадобится, напишет в ведомости, что вы пришли и ушли вовремя, даже если это не так.
Неделя на Манежной площади пролетела незаметно. Всех нас опять вызвали на кастинг в агентство. В понедельник мы стояли в “космической” форме в гипермаркете в Крылатском и набирались храбрости, чтобы подойти к первому клиенту. На нас были серебристые куртки и синий низ — у меня юбка, у напарника брюки. Мы подошли к парню и девушке, идущим навстречу, и напарник начал речь:
— Здравствуйте, мы представляем компанию по производству дезодорантов. Давайте проверим вас на стрессоустойчивость! Не бойтесь, это не страшно.
На правой руке у него был прикреплен картонный круг с символом компании, который проводами соединялся с кнопкой в другой руке. Барышня недоверчиво положила руку на круг, а я продолжила выступление:
— Представьте, вы сдаете экзамены в университет. Вам достался сложный билет, но вы кое-что вспомнили, записали и идете отвечать. Подсаживаетесь к преподавателю и вдруг понимаете, что не можете вспомнить ни строчки.
Тут наступает апофеоз нашего представления. Напарник незаметно нажимает кнопку, и картонный круг, на котором лежит рука девушки, вместе с проводами начинает ярко мигать. В этот момент я кричу — “Наш стрессофон показал, что вы заволновались! Так вот — чтобы в такие моменты вы не нервничали и держали ваше потоотделение под контролем, мы дарим вам наш новый дезодорант!” Парочка забирает подарок и в шоке уходит.
В течение четырех часов мы развлекались подобным образом. У нас было еще несколько сценариев, чтобы респонденты должны были занервничать, — выступление под караоке, сдача важного проекта, свидание с девушкой… На следующий день познакомились с другими промоутерами и обменялись продукцией, на профессиональном сленге это называется “бартер”. К нам все-таки приехали ревизоры из агентства и остались довольны.
ИТОГ: за две недели работы — 21 000! Плюс несметное количество дезодорантов, которые мы унесли домой. Плюс бесплатное мороженое и хот-доги, которыми нас пообещали до конца жизни угощать продавцы на Манежной площади за подаренную им защиту от пота. Плюс возможность бесплатно ходить в кино в одном из торгово-развлекательных центров на западе Москвы, сотрудников которого мы тоже с ног до головы одарили дезодорантами. Минус один — сил после двух недель не осталось никаких!
КАК УСТРОИТЬСЯ ПРОМОУТЕРОМ
Найти в Интернете или газете телефон рекламного агентства, которое набирает сотрудников на промо-акции.
Приехать в офис, познакомиться с менеджером и другими претендентами на работу, выслушать информацию об акции и продукции и пройти кастинг.
После окончания акции вы периодически названиваете в агентство и спрашиваете, когда будет зарплата. Как правило, деньги выдают через пару-тройку недель. Если вы работали хорошо — а это означает, что на вас не было жалоб, то с вероятностью 90% вам уже сами позвонят и предложат принять участие в новой акции.
КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОМО-АКЦИИ
— Подарок за покупку. Покупаешь пять пачек вермишели быстрого приготовления — получаешь возможность вытянуть лотерейный билет с каким-нибудь призом: чайником, магнитом или будильником. Промоутерам сообщается, в каких билетах какой приз, поэтому они могут контролировать процесс, например, подложить бедной пенсионерке чайник. Иногда в качестве подарка выступает сам рекламируемый товар — купи пять пачек сигарет, получи бесплатно шестую, купи десять — получи зажигалку.
— Дегустация. Шоколадные батончики, алкогольные (промоутеры старше 18 лет) и безалкогольные напитки, колбаса, чипсы — в общем, любые продукты.
— Раздача листовок и флажков на общегородских праздниках, например в Коломенском. Промоутерам выдаются роликовые коньки и футболки, в течение пяти часов они ездят по парку и вручают горожанам информационную продукцию. За такое мероприятие могут заплатить фиксированную сумму, например 2000 руб. Всегда нужны промоутеры на уличные торжества в честь Дня города, Дня Победы, Дня защиты детей и т.д.
— Раздача фирменных флаеров кофеен и ресторанов. Как правило, акции проводятся непосредственно перед входом в заведение. Здесь рабочий день может длиться и 8 часов, как договоритесь. Работа не интересная и не творческая, зато часто промоутеры имеют право на бесплатные напитки и еду.