Из показаний Савинса следует, что он занимался бизнесом в Таллине и имел деловые контакты с Кроссом. У них были планы создания мореходной компании с целью ее последующей перепродажи. Но из-за кризиса у Кросса якобы возникли финансовые проблемы — и он решил пойти на захват судна для получения выкупа в $1,5 млн. Савинс согласился возглавить захват судна и в течение десяти месяцев занимался подбором и подготовкой команды для этой операции. Савинс рассчитывал заработать на операции 200 тыс. евро, другим участникам акции предполагалось выплатить по 20 тысяч. Первоначальный план захвата судна в Атлантике у берегов Португалии заменили на вариант в Балтийском море. По этой версии, выбор на Arctic Sea пал благодаря его тихоходности и низким бортам. Но поскольку капитан успел связаться с владельцем судна, то план пошел насмарку, а Кросс не выполнил взятых на себя обязательств по эвакуации пиратов с судна. Поэтому, дескать, пришлось вести Arctic Sea в Атлантический океан. Причем захватчики, так и не дождавшись выкупа от судовладельца и страховщиков, “морально разлагались и пили”. Пока их не захватили российские военные моряки.
Савинс заявил, что у него возникли сомнения насчет истинной цели Кросса при организации захвата судна — мол, такой состоятельный человек не мог пойти на это дело ради относительно небольшого выкупа.
Сам Кросс отрицает утверждения, что был заказчиком захвата Arctic Sea: “Я думаю, что эти выдумки связаны с моими консультациями Грузии по вопросам безопасности. Грузия для России не самый лучший друг”. Консультации, о которых идет речь, относятся к деятельности консультационной фирмы Trustcorp, которой владеет Кросс и которая оказывала услуги грузинским госучреждениям.
— Это версия, в которой невозможно найти что-то правдоподобное, — уверен редактор сайта “Морской бюллетень” Михаил ВОЙТЕНКО. — Она построена на взаимоисключающих противоречиях. Версия пиратского захвата в водах Северной Европы и с практической, и с теоретической точки зрения абсолютно лишена смысла. Базовая порочность этой задумки, на мой взгляд, в том, что СКП попытался втиснуть эту историю в контекст сомалийского пиратства. Разница в том, что Сомали расположено рядом с оживленными морскими путями. И тамошние пираты, пользуясь безвластием и хаосом в своей стране, могут привести захваченное судно в закрытую защищенную бухту и держать там сколько угодно. Они не боятся никаких властей, им плевать на вопросы снабжения судна — даже если там кончатся припасы, они худо-бедно, но снабдят экипаж едой и питьем. Если же мы говорим о Северной Европе — все это целиком и полностью ИСКЛЮЧЕНО. Судно невозможно ни спрятать, ни замаскировать.
От бессмысленности всей этой версии оторопь берет. Представьте: вот Кросс организовал этот захват, нашел 8 человек, натаскал их, сделал из них команду, которая составит гордость морского спецназа любой страны. Вот они осуществляют эту операцию, при которой их гарантированно задержат или убьют. Захватили судно, обратились к судовладельцу за выкупом. У них есть максимум 3 недели (потому что кончится горючее и т.д.) — и это при условии, что судовладелец и родственники моряков будут молчать. А это ведь Северная Европа, а не Африка: возможности для связи совсем другие. Как Кросс может убедиться, что судовладелец не свяжется с властями? Спецслужбы тихо находят судно, тихо передают захватчику меченые деньги и тихо арестовывают его. Как Кросс смог бы контролировать все это? И какой смысл судовладельцу молчать, не связываться со спецслужбами? Найти судно — дело пары суток максимум, а потом наблюдать за ним из космоса. Шансов у похитителей уйти не было. Неужели эти 8 человек не задали вопроса Кроссу об этом всем?
Или вот еще одно противоречие, которое с ходу губит эту версию. Мол, Кросс, узнав, что капитан Arctic Sea связался с судовладельцем, отказался от операции. А пираты не смогли покинуть судно, потому что на их лодке кончился бензин. Arctic Sea — судно океанское, на нем есть как минимум две шлюпки — спасательная и рабочая, готовая для того, чтобы в любой момент ее сбросить в воду. Эти шлюпки работают на дизельном топливе. На ней могли уйти. На худой конец в Балтике летом они могли подойти на судне к той точке, где им надо уйти, — и вплавь добраться до берега...
— Так откуда же растут ноги у версии про Кросса?
— А вот этого я не знаю. Влезть в мозги авторов этого авантюрного романа не могу.