Веселые кабинки

Корреспондент “МК” изучил лифтовое хозяйство Москвы изнутри

Из всего столичного транспорта больше всего нареканий у горожан вызывает именно этот, уникальный. В самом деле — он не личный, но и не совсем общественный, а, скажем так, домовой. И еще он не горизонтальный, как автобусы или метро, а вертикальный. Вы уже догадались, что речь идет о лифтах. Корреспондент “МК” решил на себе попробовать работу сотрудника “Мослифта” и узнать, какие претензии застрявших в кабинках горожан обоснованны, а в чем виноваты они сами.
Корреспондент “МК” изучил лифтовое хозяйство Москвы изнутри
Графика Ивана Срипалева.

Перед началом трудовых будней мне выдают форменную одежду. Каска, ботинки со стальным носком, чтобы пальцы ничем не отдавило, синяя куртка с надписью “Мослифт” — все как положено. Спасибо за “сменку”: на чердаке — в машинном отделении — и в бетонном колодце, по которому ездят кабины, довольно грязно.  


Помещение, где сидят электромеханики, находится за соседней дверью от диспетчера, принимающего вызовы у населения. Если кто-нибудь застрянет в лифте — бригада ремонтников сможет тут же об этом узнать.  

— Раньше все службы сидели вместе, — говорит приставленный ко мне бригадир Виктор Лавров, — было одно помещение на всех. Лифтеры, водопроводчики, электрики находились рядом с диспетчером и быстро реагировали на обращения. Когда стали появляться управляющие компании, отвечающие за что-нибудь одно, службы начали потихонечку расползаться по разным местам.

Узник замка Лифт

Неожиданно раздается звук кремлевских курантов. Интересный рингтон придумали для вызова диспетчера. Первый мой рабочий день, и тут же своеобразная “удача” — в соседнем доме в лифте застрял человек. Я со своим начальником тут же отправляюсь вызволять бедолагу.  

— По правилам мы должны вытащить застрявшего человека не позднее, чем через 30 минут после поступления сообщения, — говорит Виктор. — Вообще-то у нас люди довольно редко застревают, техника надежная, какие-то поломки зачастую вызваны не нашей работой, а самими гражданами.  

Кабина застряла между вторым и третьим этажами. Первым делом необходимо обесточить этот лифт. Мы отправляемся пешком по лестнице на чердак, где стоит управляющая техника, находится мотор и крепятся тросы.  

В машинном отделении душно и пахнет маслом. Недалеко друг от друга стоят две железные махины с большим колесом, через которое перекинуты удерживающие канаты. Один из механизмов намертво замер, на нем висит застрявшая кабина. Управление лифтом осуществляется из небольшого железного шкафчика с платами и рубильниками.  

— Сейчас мы переключим все на безопасный режим и пойдем освобождать “сидельца”, — говорит мой наставник. — Видишь вот этот экранчик (показывает на небольшое табло, напоминающее маленький дисплей калькулятора. — Авт.)? На нем показываются все возникшие ошибки, а также включенные режимы работы.  

Подъемник обезопасен, и мы спускаемся вниз, чтобы выпустить застрявшего человека. Для этого на этаже выше кабины электромеханик специальным крючком открывает внешние двери, ведущие в шахту. Перед нами открывается невидимый для пассажиров верх кабины. Специалист начинает вручную вращать небольшой электромотор, отвечающий за открывание и закрывание дверей лифта. Сейчас движок обесточен и свободно вращается рукой. Створки кабины начинают медленно отворяться. Подъемник застрял практически на уровне этажа, поэтому пассажир выбирается без посторонней помощи.    

— Застрявшие не всегда дружелюбно реагируют на нас, — говорит Виктор Лавров. — Попадаются и хулиганы, и агрессивные пьяные, просто могут обругать. Поэтому, кстати, на вызволение застрявших электромеханики всегда ходят парами. Мало ли что. Бывают и курьезные случаи. Как-то пришли мы вытаскивать людей из застрявшей кабины, в лифте оказалась молодая парочка, они уже штаны спустить успели, как мы им помешали… Парень еще недоволен был, что мы быстро среагировали. Случаются и другие курьезные моменты. Поступил к нам сигнал, что такой-то лифт не работает, пришли проверять. Открываем кабину и видим… пьяного, уснувшего на полу. Бедолага как застрял, так и не удосужился вызвать нас.  

Вообще подъемники застревают по самым разным причинам. Жильцы, как правило, во всех бедах обвиняют обслуживающие организации, забывая, что зачастую виноваты они сами. Нужно просто соблюдать правила использования.  

— Был такой случай. Мы приехали вытаскивать застрявших пассажиров, — рассказывает мой наставник, — выяснилось, что в кабине сидело шесть человек, это при том что четыре — допустимый максимум. Кого обвинять в этой ситуации? В кабине нельзя прыгать, из-за этого может сработать автоматика, реагирующая на изменение натяжения троса. Лифт отключится, и не в меру прыгучий житель дома застрянет. Подъемники останавливаются даже из-за перепадов напряжения.  

Примечательно, что даже в том случае, если пассажир застрял и не вызвал диспетчера, мастера все равно придут. Дело в том, что все подъемники, обслуживаемые “Мослифтом”, оборудованы приборами самодиагностики. Они регулярно посылают на пульт диспетчера сообщения, что с ними все в порядке. Как только что-то пойдет не так, автоматика пошлет соответствующий сигнал, и тут же на место отправится бригада электромехаников.

Популярная механика

Мы отправились назад в участок. Впереди у нас плановое обслуживание грузового лифта в одном из домов. Перед этим нужно будет отчитаться о проделанной работе и взять ключи от чердака. Все лифты проходят регулярное обслуживание, есть определенные регламентные работы, проводящиеся каждый месяц, квартал, полгода и год. Самое трудоемкое, понятное дело, — это годичное обслуживание. На эту процедуру у лифтеров уходит по нескольку дней, после чего их работу принимает специальная комиссия.  

...Поднимаемся на верхний этаж, нареканий на работу этого лифта у нас нет, но все проверить нужно обязательно. По плану у нас так называемый месячный осмотр, самый простой из всех. В машинном отделении на чердаке переключаем подъемник на ручной режим управления. Теперь ездить на нем сможем только мы.  

Необходимо проверить работу автоматики в шахте лифта. Спускаемся на площадку последнего этажа дома и вручную открываем двери лифта. Перед нами бетонный колодец, по которому ездит лифт, а также крыша кабины. Электромеханики во время проверки перемещаются, стоя на крыше, и управляют подъемником с помощью специального пульта с двумя кнопками — вниз и вверх.  

В шахте темно и пыльно. Клаустрофобией я не страдаю, но все равно становится как-то неуютно. Едем вниз. Мимо медленно ползут двери, выходящие на лестничные площадки, какие-то провода, редкие лампы освещения. “Нужно держаться подальше от края кабины, в любой момент мимо может проехать противовес, и не хотелось бы, чтобы он меня задел”, — думаю я.  

— Зимой шахта лифта превращается в форменную аэродинамическую трубу, — говорит Виктор Лавров, — холодный ветер постоянно сильно дует. Мы надеваем специальные теплые куртки и комбинезоны, иначе работать просто невозможно.  

Проверка шахты увенчалась успехом, все работает как надо. Небольшую неисправность нашли на самой кабине. Сместился специальный крючок, отвечающий за то, чтобы дверцы кабины вновь открывались, если перед ними поставить ногу. Кстати, несмотря на то, что этот механизм не работал, ничего страшного бы не произошло. Все автоматические действия лифта дублируются двумя, а то и тремя страхующими системами.  

— Скажите, а может кабина лифта упасть? — спрашиваю я электромеханика.  

— Нет, не может. Она висит на трех толстых тросах. Каждый из них в одиночку сможет выдержать даже переполненный лифт. Кроме этого есть четвертый канат, который включит специальные “ловители”, расположенные на самой кабине, если подъемник начнет двигаться на 15% быстрее от положенной скорости. Эти запоры будут держать лифт хоть до бесконечности, пока не придут мастера. Чтобы лифт упал, нужно разве что забраться в машинное отделение и старательно перерубить все канаты, на которых висит кабина.  

Гораздо больше хлопот по сравнению с плановым обслуживанием вызывают неожиданные поломки. По рассказам лифтеров, попадаются неисправности, которые очень сложно вычислить. Достаточно, чтобы один небольшой провод из десятков, если не сотен, тех, которые задействованы в работе лифта, вышел из строя, чтобы весь механизм начал давать сбои. Найти повреждение не так просто, бывает, что дефект визуально никак не определить.

Семейный вандал

С плановым обслуживанием мы закончили довольно быстро. Кроме шахты осмотрели еще двигатель лифта, проверили уровень масла в редукторе. Все оказалось в норме. Следующее задание — поменять испорченный вандалами плафон освещения в лифте.  

Вообще, вандализм в самых разных его проявлениях — настоящий бич и ремонтников, и самих механизмов. Только за прошлый год в Москве на ремонт подъемников было потрачено около 60 миллионов рублей. На эти деньги можно было бы полностью заменить 60 лифтов.  

Замена плафона много времени не занимает, управляемся буквально за пять минут.  

— Интересно, сколько он продержится, пока его не изгадят вновь? — задает риторический вопрос электромеханик. — Не исключено, что уже к вечеру и закрасят, и пожгут. Интересный факт: состояние лифтов в основном зависит от количества молодежи, проживающей в доме. Чем больше школьников и подростков, тем больше вандализма.  

Когда начинают говорить о порче лифтов, мне в первую очередь начинают представляться оплавленные кнопки и надписи из серии “Спартак” — чемпион”. Однако же, должен сознаться, рассказы ремонтников, с которыми я работал, меня просто поразили. Сила мысли и изощренность вандалов поражают. Чего стоит случай, когда хулиганы положили в кабину автомобильное колесо, подожгли его и отправили подъемник на верхний этаж. В результате один лифт был полностью уничтожен, второй сильно поврежден.  

Другой инцидент. В квартире дома гастарбайтеры делали ремонт. Понятное дело, образуется много мусора, остаются какие-то вещи… Строители не придумали ничего лучше, как попытаться засунуть ненужную кухонную дверь в щель между кабиной и стенкой шахты. Им было лень ее донести до помойки.  

— Ха, как-то лифт даже стал орудием вымогательства, — рассказывает Виктор. — Жила в одном из подъездов на нашей территории семья цыган. И вот что удумали несколько детишек из этой фамилии. Они взламывали двери, ведущие в шахту, сразу срабатывала аварийная система, и кабина замирала. Ребята залезали на крышу замершего подъемника и ждали, когда мимо проедет соседняя кабина. В тот момент, когда оба лифта оказывались рядом, цыганята перепрыгивали с одной крыши на другую и таким образом попадали на работающий подъемник. А дальше начиналось самое интересное. Юные хулиганы ждали, что в лифт зайдет пассажир и за ним закроются двери, дальше стопорили лифт и отпускали своего заложника только после того, как тот платил им деньги.  

Но еще больше вандалов электромеханики из “Мослифта” не любят неквалифицированных конкурентов из других фирм. В соответствии с действующим законом конкурс на выполнение тех или иных работ выигрывает та компания, которая предложит наименьшую цену за свои услуги. Из-за этого в последнее время все чаще и чаще заказы на капитальный ремонт или монтаж новых лифтов выигрывают маленькие неизвестные организации. Хорошо, если за ними просто приходится переделывать работу, бывает, что их действия угрожают безопасности людей. Несколько лет назад в одном из районов Москвы конкурс на замену и модернизацию лифтов “неожиданно” выиграла небольшая, никому не известная фирма. Новенькая компания, не имеющая опыта работы, профессиональных кадров, производственной базы, взялась за ремонт подъемников. В результате из-за грубейшего нарушения технологии монтажа у горе-лифтеров рухнул крупный элемент привода подъемника. Полутонная деталь, упав, разрушила целый лестничный марш, а также пробила перекрытие между этажами.  

— Как-то раз я месяц переделывал то, что натворили в лифте умельцы из какой-то фирмы, — раздраженно говорит Виктор Лавров. — Не знаю уж, кто принимал у них сделанное, но это халтура чистой воды. Мне бы стыдно было сдавать после себя такую работу. Вот и скажите, зачем заказы отдают каким-то самоделкиным, которые вроде как делают дешевле, но использовать результаты их труда нельзя.  

Я на себе убедился в том, что электромеханик — трудная и неблагодарная работа. Мало кто говорит тебе спасибо, зато все обвиняют в поломках, даже если сами в них и виноваты. Водопроводчику или электрику, когда он приходит по вызову, могут дать на чай, что называется, лифтеру же никто ничего не даст.
Так что, граждане, берегите лифты. Ту часть городского хозяйства, которая чаще других находится на подъеме.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру