Чем грозит горожанам самоуправство вместо самоуправления? Об этом и о многом другом рассказал гость “МК” — первый уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский.
— Александр Ильич, сколько ТСЖ сейчас в Москве?
— Всего в Москве примерно 32 тысячи жилых домов. До 2007 года было создано около 2 тысяч ТСЖ, после 2007-го — около 10 тысяч. Значительная часть — фиктивные.
— Откуда берутся фиктивные ТСЖ?
— Москвичи в большинстве своем оказались не готовы к жилищному самоуправлению. В отличие от чиновников низового уровня, которые оказались более подготовленными. Они создали фиктивные документы, у них есть фиктивные председатели — в основном работающие в ДЕЗах, ГУИСах, управах. Ко мне на прием часто приходят люди, с удивлением узнающие о том, что в их доме создано ТСЖ.
— Наверное, возмущаются?
— Вы знаете, не всегда. Вообще москвичи делятся на три группы. Одни начали подавать иски в суды, чтобы прекратить существование липового ТСЖ. Из сотен исков удовлетворены пока что несколько десятков. Другая группа жителей считает, что чиновники проделали за них большую работу, создав и зарегистрировав ТСЖ. Единственное — они меняют фиктивного председателя на своего человека. И думают, что этого достаточно. Третьи — их большинство — до сих пор не знают о том, что в их доме создано ТСЖ, и не проявляют никакого интереса. В любом случае это обман, поскольку ТСЖ, созданные таким образом, от имени жильцов дома заключают договора с управляющими компаниями. Зачастую они не имеют никакого опыта по эксплуатации жилья, но получают на свой счет платежи жильцов и бюджетные дотации.
— Разве управляющая компания не несет ответственности за содержание дома?
— К сожалению, жилищное законодательство не предусматривает регулирование деятельности управляющей компании. Если зимой в доме лопнут трубы, управляющая компания за это ничем не отвечает.
— Вы были 31 мая на “Марше несогласных”. Как оцениваете действия силовиков?
— Прошлой осенью я писал главе ГУВД Москвы Колокольцеву, что при пресечении этих митингов силовые структуры применяют избыточную силу — словно происходит войсковая операция. Я писал также, что нужно фиксировать задержание на видео, иначе потом в суде невозможно доказать, за что человека отвезли в отделение милиции: то ли он просто наблюдал, то ли хулиганил, то ли оказывал сопротивление. Взять ситуацию с задержанным 84-летним ветераном. Милиционеры уже начали говорить, что он якобы сам пришел в отделение милиции. Была бы видеосъемка, разногласий не возникло бы.
В девятый раз организаторы подали заявление о митинге на 31-е число на Триумфальной площади. Они думают: если мы в следующий раз перенесем место действия с Триумфальной площади на Пушкинскую — значит, прогнемся. Правительство Москвы тоже думает: если девять раз мы им запрещали митинговать, а на десятый разрешим — значит, проявим свою слабость. Поэтому ситуация с митингами на Триумфальной — тупиковая. И раз от раза ухудшается. Ситуация по действиям милиции 31 мая будет рассматриваться на внеочередном заседании Общественного совета при ГУВД.