Кадры про то, как Путин на Северном полюсе поцеловал белого медведя, а потом шепнул ему что-то на ухо, с удовольствием показали все телеканалы. Затем Владимир Владимирович переместился в Сочи в местный национальный парк и выпустил из клетки сразу двух иранских леопардов женского рода. И здесь ТВ отметилось впереди планеты всей. Говорят, это новый пиар премьер-министра. Но если вы всмотрелись в то, какими глазами национальный лидер пожирал милых зверушек (это вам не Януковича слопать!), то станет понятно, что политического притворства здесь не было и в помине.
Что такое люди, Путин понял уже очень давно. Они ему совсем неинтересны, потому как на каждого человечка установлена своя цена. А вот хищники… Дикие, свободные и плохо поддающиеся дрессировке. Вот с этими можно поговорить на равных — мы с тобой одной крови, ты и я.
Но все-таки что же ВВП шептал на ухо медведю? О чем думал, вспоминал? Может, про то, как он, волшебник, сделал из медведя человека. Почти как в “Обыкновенном чуде”. Сначала превратил его в руководителя своей администрации. Затем в Президента РФ. Но все сказки когда-нибудь заканчиваются, и только волшебник может ее продолжить по собственному желанию. Путин оказался на распутье — что делать с Медведевым? Остановить эту нереальную историю, взмахнуть палочкой, и карета опять превратится в тыкву. 2012 год, наше всё опять президент, и вся эта мистерия сама собой закончится.
Но, может, волшебник все-таки решил доиграть до конца, а сам уйти в тень? Может, он намерен посмотреть, чем закончится его новая сказка? Тогда главное, чтобы медведя не пристрелил охотник. Впрочем, у волшебника про это ничего не написано.
То, что Путин шептал медведю, мы обязательно узнаем. Рано или поздно. Мы же тоже соучастники этого чуда. Пусть и играем в массовке. От которой абсолютно ничего не зависит.
У Андрея Малахова обсуждали математика Перельмана. “Они любят не меня, а мои миллионы”, — вслед за донной Розой мог сказать Перельман. Впрочем, в отличие от г-жи д’Альвадорес миллиона у математика до сих пор нет. Всё взять как-то недосуг. Вот это чудо! Заслужил же, так прокатись на самолете за счет заведения, поваляйся на кушетке в лучших домах Лондона и Парижа, вкуси пресловутую фуа-гра да и получи наконец этот лимон. Но в лом это все математику, не хочет он быть миллионером, и Дибров с Галкиным здесь уже никак не помогут.
Зато студия у Малахова гению сочувствовала. Пыталась понять в меру своих способностей. Никто из публики даже слова худого в его адрес не бросил. Кроме, конечно же, одного недоумка-журналиста по фамилии Никонов, который объявил человека не от мира сего сумасшедшим. “Ну не хочешь ты брать этот миллион, отдай мне!” — недоумевал этот товарищ, совсем еще недавно публично предлагавший уничтожать неполноценных детей. И кто же здесь сумасшедший?
Андрей Малахов был как никогда доброжелателен. Глядел на бородатого лысого Перельмана, забывающего стричь ногти, и глаза его светились. Скорее всего для ведущего и для остальных участников передачи Перельман был не идиотом вовсе, но самым богатым человеком на земле. Отказаться от миллиона — какой Абрамович согласится на такое?!
И еще благодаря этому чудаку люди вспомнили о себе. Вспомнили, как воспитывали их в СССР: будь честным, бескорыстным, справедливым, пионер — всем пример. А до этого в Библии — “легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому в царствие небесное”. Бедность не порок, а деньги в жизни не главное. Все это была идиллия, которая невозможна в жизни. Потом позолота отпала, и лозунг, тут же затмивший национальную идею, быстренько осел в головах россиян: бабло побеждает зло. Жить ради денег, любить за деньги… “Я сегодня стою десять тысяч долларов за съемочной день, и ни цента меньше” или “А я стою двадцать миллионов баксов, ну купите-продайте меня!” — нашим артистам и футболистам так хочется войти в цивилизованный мир. Труд должен оплачиваться по заслугам — и это правильно. Но: если ты такой умный, почему такой бедный? Это американская поговорка, а мы теперь думаем: наша. Не берешь взятки — значит, дурак. У одного высокого чиновника есть свой свечной заводик, так другой обязательно хочет быть круче, у него — газовая труба. Вот так они меряются там, наверху. Но и в народе: если у тебя мало денег — ты лузер, неудачник…
Перельман напомнил всем о напрочь уже забытых ценностях. Люди сидели и завидовали: значит, есть же еще нечто другое, что движет миром, и это другое совсем не бабосы. Но такое просветление посетило зрителей исключительно на время данной программы. Они разъедутся по домам, отойдут от телеприемников и опять начнут бороться за выживание, расталкивая друг друга локтями. Люди гибнут за металл.
На днях по телевизору увидел Юрия Шевчука. На канале “Ностальгия”. Потому как более нигде его увидеть невозможно. Участник “Марша несогласных” просто не имеет на это права. Его ластиком стирают с информационного поля, основные каналы больше его никогда не покажут. Выступал против власти, значит, поделом ему. Правда, в “Олимпийском”, в самом центре Москвы, петь Юлианычу разрешается. Все-таки не 37-й. И даже не 73-й.
Но среди рокеров Шевчук такой практически в единственном числе. Есть только один еще бурный соратник по питерскому рок-клубу — Михаил Борзыкин, группа “Телевизор”. Остальные товарищи рок-н-ролла давно уже прикормлены. Может, внутри себя они тоже со многим не согласны, но на марши не ходят, зато в концертных поддержках Путину—Медведеву замечены. Выступать против власти глупо, считают они. За что боролось, страдало за гроши, за идею это поколение дворников и сторожей? За ту самую свободу, которая сейчас у них есть. За границу — пожалуйста, на корпоративе заработать — будьте любезны, цензуры — ноль, только не трогайте одного, всем известного человека. Максимум двух.
В фильме Алексея Учителя “Рок” 1987 года выпуска, прошедшем на днях на канале “Культура”, люди все те же. Нет только Цоя. И все-таки совсем другие! По фигу им тогда были материальные ценности. Никаких переговоров с власть имущими! До потери пульса будем кидать уголь в кочегарки, но петь только о том, о чем хотим, и так, как хотим. Их то и дело забирали в ментуру, гэбэшники вызывали на собеседование, но они не сдавались. Рок на баррикадах — только так он может существовать. Русский рок. Компромисс не для нас, пел Кинчев со своей “Алисой”.
Теперь все по-другому. Почти все, кроме того же Шевчука, ходят в Кремль на собеседование к Суркову. Им уже не зазорно. Выходит, нами правит очень умная власть. Можно сказать, что она, так любящая деньги, купила в довесок ко всему еще и интеллигенцию, когда-то так ярко, искренне воевавшую с тоталитарным режимом. Зачем сейчас бороться за кого-то, когда у тебя все есть: деньги, положение в обществе. Театральные режиссеры ставят все, что им взбредет в голову. Никто и словечка не скажет. Киношники — то же самое. Мечта сбылась! Иногда, правда, нашу сытую интеллигенцию попросят поагитировать за партию власти. Но это так, мелочи.
Потому и несогласных у нас среди творцов — единицы. Их борьбу сделали бессмысленной, глупой, а их самих маргиналами. Народ смотрит на отдельных оппозиционных ископаемых и размышляет вслух: от кормушки их оторвали, вот они и ерепенятся. Народ у нас мудрый, он все помнит. Помнит, как в 90-е своими собственными руками, прямым и тайным голосованием сделал царями горы всех этих образованных, прекрасно говорящих людей, пришедших командовать нами почти что с улицы. Что стало потом — всем известно. Народ посчитал себя обманутым в лучших чувствах, а демократическая общественность, усевшись на Старой площади и вокруг нее, лишь набивала карманы.
Второй такой ошибки избиратели уже не допустят. Бывшие избиратели. Им теперь уже по большому барабану, кого назначат им на голову. А несогласные еще удивляются: почему никто не идет за нами? Потому что сейчас правит умная власть.
Только Шевчука вот никак не сломают.