Зато залы ожидания забиты до предела: люди сидят и лежат на полу и даже на лентах багажных транспортеров... Столь масштабного ограничения полетов не было со времен Второй мировой войны. Западные журналисты даже сравнили ситуацию с террористической атакой на США 11 сентября 2001 года: дескать, то, чего не удалось добиться террористам “Аль-Каиды”, произошло сейчас. Авиамир парализован.
“Попадание пепла в двигатель самолета смертельно опасно, — рассказал “МК” сотрудник диспетчерской службы Хитроу Иэн Бейли, — В июне 1982-го, когда аэробус “Бритиш Эйрвейз” пролетал сквозь облако вулканического пепла над Индонезией, у него один за другим вырубились все 4 двигателя. Пилот чудом посадил самолет в Джакарте”. Кстати, по словам Бейли, последствия “пепельного засорения” могут проявиться как сразу, так и через несколько дней. Так что шутить с этим никак нельзя.
Замдиректора европейского агентства по контролю воздушного движения “Евроконтроль” Брайан Флинн объяснил “МК”: отсутствие сильного ветра позволяет облаку оставаться очень плотным. “Сейчас оно чрезвычайно медленно смещается на восток, и если направление ветра не изменится, скоро может накрыть север европейской части России. К сожалению, в ближайшие 24 часа перспективы восстановления воздушного движения невелики”.
Сотням тысяч застрявших в Британии авиапассажиров рекомендуют оставаться дома и следить за новостями по вебсайтам авиакомпаний. Транзитников разместили в гостиницах. А те, кто не может ждать, имеют шанс переправиться в континентальную Европу только на паромах через Ла-Манш. На скоростные поезда “Евростар” на ближайшие дни билетов нет.
Подсчитывать убытки авиакомпаниям еще рано, но если воздушное пространство будет закрыто все предстоящие выходные, потери авиаперевозчиков в одной лишь Великобритании превысят $100 млн. От подобных ситуаций большинство авиалиний не застрахованы, так что они будут терять по нескольку миллионов долларов в день без всякого шанса “отбить” деньги. И речь идет не только о европейских компаниях. Из-за закрытия Хитроу, а также таких ключевых аэропортов, как амстердамский и франкфуртский, отменены многие транзитные рейсы из Японии, Китая, Новой Зеландии. Не функционируют берлинские международные аэропорты Тегель и Шёнефельд. В общей сложности в небо не поднялось около 17 тысяч бортов.
Но отмену полетов почувствуют на себе и те, кто не собирался отправляться в путешествие. “Затронутыми окажутся многие сферы нашей жизни: от нарушения работы почтовой службы до отсутствия свежей клубники в супермаркетах”, — констатирует доктор Стив Бонд, сотрудник лондонского City University.
Самое печальное, что даже прекращение извержения не приведет к быстрому очищению неба. Все будет зависеть от направления ветра. По самым пессимистическим прогнозам, отмены рейсов из-за исландского вулкана будут продолжаться несколько недель и, возможно, месяцев.
Невозможность вылетов внесла свои коррективы и в политическую жизнь Европы. Отменен ряд официальных визитов. Под вопросом оказались даже намеченные на воскресенье похороны погибшего президента Польши Леха Качиньского. Нельзя исключить того, что траурные церемонии придется отложить, так как на них не смогут прибыть многие из приглашенных лидеров других стран.