Дочка приятельницы подрабатывает в получасе ходьбы от дома, по субботам ездит учиться в педагогический, на заочку. После взрывов в метро препятствие в несколько остановок в подземке для нее стало непреодолимым.
— Дочь едет до “Филей”, там на метро и с пересадкой до “Бауманской” — вроде бы все привыкли к такому маршруту, ничего страшного, — кажется, Ольга успокаивает саму себя. — Но были и сообщения, что что-то нашли на “Беговой”, а это наше направление. Пусть лучше дома посидит, пока все стихнет…
Увы, мои знакомые не одиноки в своих страхах, взвешиванием подобного “за” и “против” теперь занимаются многие. Жители городов Подмосковья и соседних с Москвой регионов теперь спешат в столицу не так активно, как раньше. Причина — страх перед терактами. Это заметили водители пригородных и междугородных автобусов. В метро тоже стало не так многолюдно, чувствуется, что пассажиропоток поредел.
На автовокзале города Одинцово водитель автобуса-экспресса Одинцово — Парк Победы Александр говорит, что количество пассажиров значительно снизилось и в сторону Москвы, и из столицы. “Мне сейчас нужно ехать, а у меня вон только один человек, хотя должно быть 15—20”, — сетует мужчина.
— Я шокирована известием о терактах, потому что сама всегда пользуюсь метро. Ты невольно думаешь о том, что такое может случиться с каждым. Но мне кажется, такие мысли нужно подавлять в себе, чтобы не оказаться во власти страха. Ведь именно этого и добиваются террористы, — считает жительница города Елена. — Правда, теперь я стала ездить до “Белорусской”, а потом на автобусе. Это хоть и дороже получается, но пока в метро я войти не готова. Кто бы ни был заказчиком взрывов в Москве, на их совести жизни ни в чем не повинных людей. И это ужасает.
Водители автобусов и маршруток до Москвы свидетельствуют, что люди стали более бдительными, они обращают внимание на подозрительные лица. Недавно в одной из “Газелей” кто-то забыл сумку, пассажиры тут же стали шуметь.
— Всю неделю настраивала себя, что двум смертям не бывать, что все во власти Божьей, — делится переживаниями Лариса из Жаворонков. — Не будешь же все время дома сидеть! Главное, помолиться перед дорогой и потом Господа поблагодарить, что доехала целая и невредимая.
Областные мужчины более стрессоустойчивы. Мужчина лет шестидесяти пытается перекричать шум электрички: “Я узнал в понедельник о взрывах в Москве по радио, уже выходя из дома, и был шокирован, но все равно поехал. Ужасно, что новостные сводки все чаще изобилуют сообщениями о терактах и мы не знаем, что нас еще ждет. Самое отвратительное, что страдают совершенно невинные люди”.
По словам водителей автобусов, пассажиропоток до Москвы уменьшился примерно на треть. Говорят, в последние дни милиционеры проверяли документы у отъезжающих с автовокзалов и даже фотографировали их и сканировали вещи. Один из водил рассказал, как стал свидетелем досмотра подмосковной маршрутки сотрудником ГИБДД в целях выявления мусульман.
Между тем в УВД Московской области отрицают, что был отдан приказ о досмотре мусульман на транспорте. При этом в УВД допустили, что отдельные сотрудники ГИБДД могут проводить такие рейды по личной инициативе.
С другой стороны, люди стали относиться к терактам более сдержанно по причине их периодических повторений. По мнению психологов, террористы на то и рассчитывают, что люди станут бояться всего. Их мечта — посеять панику среди населения. Особенно болезненно пассажиры реагируют на попутчиков с большими сумками и на кареглазых брюнетов: пассажиры не стеснялись пересаживаться подальше от тех, кто казался им подозрительным, а порой и выходить из вагона.
Психологи ожидают пика страха еще две недели. Но, как бы страшно ни было, большинству людей предстоит ездить на метро и в обозримом будущем. Тяжелее всего, конечно, тем, кто пострадал сам или стал очевидцем. Нужно либо оставаться дома, либо брать себя в руки и отправляться в метро. Может быть, хотя бы первое время стоит ездить в компании с кем-то, чтобы морально друг друга поддерживать.