Специалисты Россельхознадзора будут проверять на постах ДПС при выезде из Москвы все автомобили с домашними животными. Владельцы без сведений о прививках и зоопаспорта, не смогут попасть в места, не благополучные по бешенству. Установить “железный занавес” грозят уже на следующей неделе.
Напомним: прошлый год завершился для города карантином в микрорайоне Выхино-Жулебино ЮВАО Москвы в связи с выявлением бешенства у собаки. Больное животное покусало 36 человек, 4 из которых — дети. Хуже было только после войны, когда было выявлено более 2 тысяч случаев бешенства. Чтобы избежать массовой эпидемии, в Москве и Подмосковье отстреливали главных переносчиков инфекции — бродячих собак, лисиц и енотов. Принятые тогда меры оказались столь эффективны, что на протяжении 1960-х годов о бешенстве почти не вспоминали. Смертельный вирус вернулся лишь в начале 70-х годов.
— С тех пор ежегодно выявлялось по нескольку случаев, — сообщил на пресс-конференции зам. руководителя управления Россельхознадзора по Москве и области Николай Пантюшенко. — Цифры варьировались от двух до десяти случаев. Но чтобы счет шел на сотни, как сейчас, такого не было полвека. Хуже всего сегодня дела обстоят на северо-западе Московской области — в Можайском, Истринском, Волоколамском, Шаховском и Лотошинском районах.
— На этих землях сложились идеальные условия для распространения вируса, — поясняет чиновник. — Здесь сосредоточено большинство заповедников и природоохранных зон, где действует запрет на отстрел животных. Лисы и еноты размножаются без всяких проблем. Заразившись, они никуда не могут уйти — со всех сторон водоемы: Москва-река, канал им. Москвы, многочисленные реки и водохранилища. Переплыть даже маленькую речку зараженное животное никогда не решится — для бешенства характерна водобоязнь, так как малейший контакт с влагой вызовет паралич. Вот они и кучкуются, заражая друг друга. 42% всех случаев бешенства приходится именно на эти пять районов.
— В летний сезон каждые выходные москвичи вывозят в Подмосковье до 30 тысяч домашних животных, — продолжает представитель Россельхознадзора. — Они не всегда привиты. Часто убегают или гуляют без присмотра. Контактируют с инфицированными животными, а затем преспокойно возвращаются домой. Симптомов первое время нет, хозяева ни о чем не подозревают и везут животных обратно в Москву. Всё — вирус в городе. Кроме того, вирус иногда заносят бродячие собаки.
— Летом с пятницы по воскресенье на всех выездах из города будет проводиться тщательный досмотр машин, — говорит Пантюшенко. — Ввоз и вывоз непривитых собак будет категорически запрещен. Нет справки о прививках — разворачиваемся и везем питомца домой. Мы получили поддержку от ГИБДД. На постах будут дежурить и наши специалисты. Знаем, что доставим много хлопот москвичам, что наши проверки станут причиной многокилометровых пробок. Но это единственный способ повлиять на ситуацию.
Под вопросом и проведение грандиозной международной выставки собак. “Если мы выявим на близлежащих территориях хотя бы один случай бешенства, то никакой выставки не будет”, — утверждает эксперт.
Намерения, безусловно, благие, а вот реализация их не очень понятна.
Владельцы, которые заботятся о своих питомцах, и так прививают их ежегодно. И не только от бешенства. Но если раньше можно было купить комплексную вакцину в ветеринарной аптеке, стоимость препарата для кошки на сегодня составляет 350—450 рублей, и уколоть мурку в домашних условиях, то теперь придется везти питомца в ветлечебницу. Там укол стоит 50 рэ, само же лекарство на 100—200 рублей дороже, чем в аптеке. Бесплатно привить от бешенства в клинике, а потом в домашних условиях от всех остальных инфекций — затрата двойного времени. Это удорожает процедуру почти в два раза.
Умиляет “добро” от ГИБДД — видимо, инспекторам нечем больше заняться, кроме как отлавливать авто, перевозящие животных. Кроме того, открываются новые возможности пополнения карманов инспекторов, поскольку вряд ли хозяева питомцев захотят ехать обратно и будут пытаться решить вопрос на месте. Не говоря уже об увеличении и без того немалых пробок на дорогах, которые повлечет проверка. А как будут проверять безопасность животных, перевозимых в электричках? Эту функцию возложат на билетных кассиров или контролеров?
Вопросов много, пока ясно одно: “С котами нельзя!”.