Девочек-сирот унижали по-божески

В РПЦ не считают издевательства над детьми в монастыре преступлением

Сложная ситуация 16–летней Вали Перовой, которая сбежала из православного приюта Свято-Боголюбского женского монастыря и поведала в письмах президенту и патриарху о жестоком обращении со стороны монахинь, близка к разрешению (номер “МК” от 08.10.2009, “На девочках поставили крест”). В Общественной палате РФ прошло по этому вопросу заседание “круглого стола”. Предварительную оценку сложившейся ситуации дали и представители правоохранительных органов.  

— Важно не мешать руководству РПЦ разбираться в своих проблемах, а сосредоточиться на главном — на судьбе Вали Перовой, — оговорился сразу председатель Комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе.  

Факты, изложенные в письме девочки, проверяла специальная комиссия Московской патриархии. Ее секретарь — иеромонах Савва (Тутунов) — сообщил, что в ходе проверки “были выявлены издержки работы отдельных педагогов”. Но тут же призвал помнить, что многие дети–сироты, в том числе и Валя с сестрами, вместо монастыря могли бы оказаться на улице.  

Суть конфликта, по мнению представителей церкви, в личных взаимоотношениях Валентины и двух воспитательниц, которые мало подходили на эту важную педагогическую роль. Если вспомнить письмо девочки, где она описывала жуткий монастырский быт, выводы комиссии Московской патриархии выглядят по крайней мере странно. Зная, что расследование ситуации в Свято–Боголюбском монастыре взяла под контроль Общественная палата РФ, все ждали выступления главы Комиссии ОП по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолия Кучерены. На основании своих бесед с Валентиной он посчитал, что девочка “была недовольна работой некоторых воспитателей”.  

Известно, что доследственная проверка прокуратуры Владимирской области в монастыре продлится до 19 октября. Но из сообщения помощника председателя Следственного комитета при прокуратуре Игоря Комисарова уже сейчас ясно, что “оформление детей в приют шло вразрез с российским законодательством”. У воспитанников Боголюбского монастыря на руках не было ни паспортов, ни полисов обязательного медицинского страхования. Помня, что девочка рассказывала в письме о 12–дневных “затворах” на сухарях и воде, всем присутствующим хотелось знать: будет ли возбуждено дело по статье 127 УК “незаконное лишение свободы”. Ответ, хоть и косвенно, дал другой представитель СКП — Николай Яковлев: “Дети опровергают, что Валю Перову закрывали в замкнутое пространство. Не подтверждают этого факта и учителя светской школы, вспоминая, что девочка приходила в это время сдавать экзамены, была весела и здорова”. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в свою очередь заявил: “Не должно быть жестких выводов о ситуации на основании одного письма, даже если оно было направлено высшим лицам”. Но по рассказам воспитанниц, их в монастыре пороли и примеряли методы устрашения — например, отстригали волосы. Эти действия монахинь явно попадают под уголовную статью. Факты насилия и истязаний воспитанниц в монастыре проверяет ныне суздальская милиция. Но все стороны заинтересованы в урегулировании конфликта. “Положение детей в монастыре нуждается в пересмотре, — заявил член Общественной палаты Олег Зыков, возглавляющий, в частности, и московский приют “Дорога к дому”, в котором сейчас живет Валя. — Обитель — это не офшорная зона, а часть государства, которая должна подчиняться закону”. Теперь, благодаря письму Вали Перовой, изменится статус православных приютов. Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ готовит документ, призванный отрегулировать положение детей в монастырских приютах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру