Старообрядческие храмы теперь как новые

Заканчивается реставрация уникального церковного ансамбля Рогожской слободы

День Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября, станет для московских старообрядцев двойным праздником. Это и престольный праздник главного храма староверов, Покровского собора в Рогожской слободе, и своего рода новое рождение святыни. В ближайшие дни специалисты собираются завершить основную часть работы по реставрации собора и других культовых сооружений ансамбля Рогожской слободы.

Значение этого события сравнимо с открытием алтарей после того, как Николай II подписал Указ “Об укреплении начал веротерпимости”. В 12-м пункте указа говорилось: “Распечатать все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке... так и по определениям судебных мест...”  

— Дело в том, что в 50-х годах XIX века Николай Первый, прадед последнего русского императора, приказал запечатать алтари во всех старообрядческих храмах, — объясняет руководитель авторского коллектива, выполнявшего проект реставрации строений Рогожской слободы, Елена Скрынникова. — На практике это значило, что алтарные части всех старообрядческих храмов были закрыты, и староверы, которых, кстати, до 1905 года именовали не иначе как раскольниками, не могли полноценно отправлять свои службы.  

Старообрядческая община в Рогожской слободе появилась в 1771 году, после эпидемии чумы, когда повелением императрицы Екатерины II старообрядцам была выделена земля на тогдашней окраине Москвы, за Рогожской Заставой для организации кладбища. Сначала старообрядцы добились разрешения строить здесь часовню, а потом, в 1792 году, по проекту знаменитого архитектора М.Ф.Казакова была начата постройка огромной “холодной часовни” Покрова Пресвятыя Богородицы.  

— У собора довольно сложная судьба, — продолжает реставратор. — И до начала николаевских гонений представители официальной церкви были, мягко говоря, не очень рады появлению большого старообрядческого храма, поэтому старообрядцам строились всяческие препоны. В частности, храм был “урезан” в алтарной части, вместо пяти глав на нем возвели только одну и, ко всему прочему, сделали его ниже.  

Тем не менее собор оказался самым большим в то время храмом Москвы, превосходя по площади даже Успенский собор в Кремле. И все же старообрядцы считали, что одного храма для общины маловато. Хотя бы потому, что собор не отапливался и был “летним”. Поэтому в 1804—1895 гг. рядом с ним был выстроен “зимний” храм Рождества Христова, в котором было предусмотрено калориферное отопление.  

— Автор проекта — архитектор Жуков, — рассказывает Елена Скрынникова. — Хотя он и не был зодчим первой величины, Рождественская церковь вышла очень красивой.  

Кстати, со строительством церкви Рождества Христова связана интересная история. Наученные горьким опытом строительства часовни Покрова Богородицы, они испросили высочайшего разрешения на строительство... богаделенного дома. И спокойно строили его в течение двух лет. Странная архитектура строения вызывала недоумение у контролирующих органов, но придраться было не к чему: формальных признаков храма у богаделенного дома действительно не было. А когда работа была завершена, староверы снова обратились “наверх” с прошением, на этот раз об устройстве “теплого” храма. Когда же оно было получено, строители буквально за одну-две недели возвели над богаделенным домом деревянную ротонду с барабаном и золоченой главой купола, а у западного входа — паперть с портиком. Когда официальные церковные и светские власти спохватились — было уже поздно, у староверов появилась новая “теплая” церковь.  

— Сегодня церковный ансамбль Рогожской слободы вместе с Покровским кафедральным собором и церковью Рождества Христова составляет храм-колокольня Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1911 году. На строительство колокольни был объявлен конкурс, на котором победил проект архитектора Федора Горностаева. Она очень высока — совсем немного не хватает до колокольни Ивана Великого. Это и неудивительно: новый храм должен бы знаменовать торжество старообрядчества.  

Изначально архитектору была поставлена задача построить храм “чуть-чуть повыше Ивана Великого”, и, как ни странно, власти утвердили проект. Однако когда многоярусную колокольню почти достроили, в ведомстве генерал-губернатора решили: веротерпимость — это, конечно, хорошо, но “обгонять” Ивана Великого негоже. Поэтому новый храм сделали на метр ниже кремлевской колокольни. Получилось 87 метров.  

— В этот же период начала застраиваться вся Рогожская слобода: цвет российского купечества, который до памятного указа скрывал свои старообрядческие убеждения, смог “легализоваться” и активно вкладывал деньги и в возрождение церковной жизни, и в благотворительность. Здесь были построены Морозовская больница, дома Богатовых, Бугровых.  

Но торжество старообрядчества продолжалось недолго: в 1917 году прогремела революция, а за ней начались новые гонения и притеснения. Староверское кладбище было разграблено в 30-х годах. Роскошные надгробия знаменитых купцов и промышленников пошли на облицовку метро. Незадолго до этого староверы лишились одного из своих храмов.  

— Сильнее всего в советские годы пострадал “теплый” храм, — рассказывает реставратор. — Если в Покровском соборе продолжались богослужения, то церковь Рождества Христова в 1928 году отобрали. Сначала здесь была рабочая столовая, потом еще множество учреждений, никак не связанных с основным назначением постройки, в том числе зал игровых автоматов.  

Переменив множество хозяев, здание изменилось до неузнаваемости. Здесь появились межэтажные и межкомнатные перегородки, часть оконных проемов были растесаны и парами соединены в большие окна, часть заложили кирпичом. С последними хозяевами храму повезло больше — ими стали Музеи Московского Кремля.  

— Они немного подреставрировали старинное здание, но к тому времени, когда реставрацией занялись мы, итоги реставрации 70-х годов были фактически утрачены.  

К сегодняшнему дню церкви Рождества вернули первоначальный вид. Правда, богослужений в нем пока не ведется.  

— Реставраторы восстановили каменную часть храма, а его росписи, к сожалению, утеряны навсегда. Поэтому расписывать стены скорее всего будут современные мастера. Иконостас также будет новым.
Зато в Покровском соборе с иконами все в порядке. Самая “новая” из них относится ко второй трети XVII века. Еще до того, как в Рогожской слободе начали работать государственные реставраторы, местная община отреставрировала многие старинные образа, находящиеся в храме.  

— Храм Покрова Богородицы к началу реставрации был в намного лучшем состоянии. Во-первых, он меньше пострадал в советские годы, а во-вторых, к нашему приходу там кое-что было сделано самими староверами. Московские реставраторы занимались вычинкой кладки, чистили, а при необходимости заменяли элементы белокаменной и кирпичной кладки, золотили главу церкви. Аналогичные работы проводились и в храме-колокольне. Уже сегодня работа почти завершена, поэтому торжественное открытие старообрядческих святынь решено приурочить к праздникам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру