Переселение пойдет поселениями?

Соотечественники хотят вернуться всей деревней, а то и всем заводом

В Калининградской области могут появиться переселенческие коммуны. Они, считают местные власти и общественные организации, помогут убить сразу нескольких зайцев: обеспечить переехавших соотечественников жильем и работой, а также поспособствовать развитию сельского хозяйства области и заселению пустующих земель, которых здесь немало. Первый проект создания такой коммуны почти готов.  

В областной администрации рассказывают, что многим переселенцам идея компактного проживания и труда, причем в сельской местности, милее прочих вариантов обустройства. Обращаются казачьи общины из Казахстана: они готовы были бы переехать все вместе и со своим уставом. С десяток семей, уже переехавших и поживших несколько месяцев в общежитии Миграционного центра без особых надежд на решение жилищной проблемы, обращаются с просьбой: “Покажите нам какой-нибудь заброшенный хутор, мы там будем жить и работать”.  

“В 90-е годы многие жители области стали заниматься посредническими услугами, забросив и сельское хозяйство, и промышленность, а среди переселенцев много людей, которые всю жизнь работали на земле и хотели бы работать на ней и здесь”, — говорят местные чиновники. А несколько недель назад посол РФ в Киргизии сообщил региональному правительству, что русскоязычный предприниматель, владелец сахароперерабатывающего  завода, изъявил желание переехать по программе содействия переселению в самую западную область России вместе с бизнесом и еще 56 своими русскоязычными сотрудниками. Я, говорит, построю такой же завод, буду выращивать сахарную свеклу (ее в Калининграде выращивали в советское время, но с 90-х годов перестали).  

Региональный общественный фонд содействия переселенцам в Калининградской области “Родной край” за свой счет готовит проект создания первой переселенческой коммуны с одноименным названием — в Правдинском районе. Принцип: где живем, там и работаем. Проект предполагает на 2 га земли построить сельский таун-хаус на 20 переселенческих семей. Каждая из них получит благоустроенную квартиру на 80 кв. м и 12 соток приусадебного участка с хозяйственной постройкой. “Все это удовольствие, — говорит директор фонда Александр Егоров, — обойдется семье в 2,5 млн. рублей”. Их нужно в течение нескольких лет отработать и вернуть, после чего можно оформить право собственности на жилье. Стоимость 1 кв. м, по расчетам, составит около 31 тысячи рублей.  

Рядом с компактным поселением предполагается поставить модульный молокоперерабатывающий завод. Переселенцы создают сельхозкооператив, покупают коров и работают. Сейчас проект проходит “привязку к местности” — идут переговоры с администрацией Правдинского района, и вскоре будет представлен губернатору и в правительство области.  

Но чтобы компактные переселения стали реальностью, необходимо найти решение нескольких серьезных проблем. Первая — деньги. К примеру, в фонде “Родной край” считают, что их проект потянет на 65 млн. рублей. Если удастся, и федеральный центр вслед за областными властями даст добро, можно рассчитывать на средства по линии Государственной программы содействия переселению. Возможны и банковские кредиты — на условиях возврата вложенных средств в течение 5—7 лет. Но по причине кризиса правительство урезает финансирование почти всех федеральных программ, и неизвестно еще, что останется от программы переселения в бюджете-2010...  

Замминистра области по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Александр Мезенцев полагает, что для компактно переселяющихся в сельскую местность “должна быть увеличена целевая поддержка кредитами”, потому что положенные по программе 60 тысяч рублей проблему не решают. “Они эти кредиты отработают — ведь едущие сюда стремятся как можно быстрее встать на ноги, и у них более сильное стремление к работе, чем у коренных жителей”, — говорит г-н Мезенцев.  

Чиновник считает, что если будет принято принципиальное решение поддерживать компактное переселение, потребуется внести дополнения в указ президента о госпрограмме. И в первую очередь — в той его части, что касается таможенного законодательства. Сейчас таможенные преференции ограничиваются тем, что каждый переселенец вправе беспошлинно ввезти в Россию несколько тонн личных вещей и личного имущества, включая автомобиль. Но оборудование, на котором делается бизнес, пока таможня облагает по полной.  “Мы только приветствуем тех, кто хочет приехать к нам и заняться бизнесом, особенно малым, а как это сделать без оборудования?” — спрашивает замминистра.

 “К нам обратился переселенец из Казахстана, который там был фермером и имел два трактора, — продолжает директор фонда “Родной край” Александр Егоров, — но ему пришлось их продать по дешевке, а здесь он купить два трактора уже не может, потому что все дороже. А одна женщина имела салон-парикмахерскую и тоже все продала при переселении, а сейчас жалеет: я бы здесь арендовала комнату, говорит, и занималась малым бизнесом. Кстати, если соотечественник-бизнесмен из Киргизии все же будет перебираться в Калининградскую область вместе со своим заводом, эта проблема — таможенная — и перед ним встанет во весь рост.  

И, наконец, земля. Если мы хотим надолго закрепить сельских переселенцев в России, нужно вносить изменения в земельное законодательство, считают в правительстве Калининградской области. Может быть, имеет смысл давать таким людям землю в аренду без проведения обязательного аукциона, или даже в частную собственность, но с обременением: например, без права продажи в течение 25—30 лет и при условии целевого использования.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру