Местное самоуправление в России, как церковь, отделено от государства. У каждого городского и сельского поселения должна быть своя казна и власть, напрямую избираемая народом, — представительная (депутаты местных советов) и исполнительная (главы поселений). Органы местного самоуправления независимы и подотчетны только своим избирателям. Это в теории.
На практике все совершенно иначе. Пока неповоротливая бюрократическая машина приспосабливалась к поэтапной реформе местного самоуправления, внедрявшейся нескольких лет, головной болью чиновников оставался вопрос: как рулить этой вольницей? Только в Московской области в результате реформы образовалось около 400 самостоятельных муниципальных образований. До этого было меньше в пять раз.
“Медведевские” поправки — как ниточка, за которую можно дернуть вертикаль подчиненности. Ключевым здесь является слово “отставка”. До сих пор снять главу муниципалитета могли только те, кто его избирал. Однако процедура отзыва выборного лица избирателями чересчур тягомотная. По новой же редакции, главу можно удалить простым решением депутатского корпуса, хотя и с оговорками. Их несколько.
Главу муниципального образования можно отправить в отставку, если его действия (или бездействие) повлекли негативные финансовые последствия; в случае нецелевого расходования бюджетных средств; если глава муниципального образования больше трех месяцев не появляется на работе; если совет депутатов муниципального образования два раза подряд признает неудовлетворительным ежегодный доклад главы перед депутатами. Доклад этот — тоже нововведение. Типа Путин отчитывается перед Госдумой.
С инициативой об отставке главы могут выступить депутаты представительного органа и высшее должностное лицо субъекта РФ. Читай — губернатор. Решение принимается представительным органом муниципального образования и считается состоявшимся, если за него голосует не менее двух третей депутатов.
Спору нет, недавний сюжет про мэра приволжского города, который на полгода исчез из своего кабинета и никто ничего не мог с ним поделать, произвел впечатление. Но в то, что именно для таких “балбесов и двоечников” понадобились поправки гаранта, верится как-то не очень.
Де-юре местное самоуправление в России — свободнее не бывает. Ну а де-факто? Скроенное по европейским лекалам, оно никак не может состыковаться со своеобразной моделью российской государственности.
В Московской области, например, границы 400 муниципальных образований были нарезаны пять лет назад. Тогда же состоялись выборы в большинстве из них. Тем не менее почти два года вновь испеченные главы ничем особенным не занимались, официально они учились азам управления у вышестоящих районных товарищей. Такие тупые избрались, наверное. Затем началась постепенная передача “на землю” властных полномочий — порядка 30 по закону. 1 января этого года все муниципальные образования Подмосковья должны были приступить к их исполнению в полном объеме, включая право формировать и расходовать по своему усмотрению бюджет.
Однако денег МУНы не увидали. Еще осенью как по команде главы местного самоуправления начали отказываться от части своих полномочий, “добровольно” передавая самое важное — бюджетный процесс — в надежные руки руководителей муниципальных районов. Мотивация: в органах местного самоуправления нет кадров для этого.
Впрочем, от собственных денег отказались не все. К примеру, из 14 муниципальных образований на территории Ленинского района 13 передоверили деньги “большому брату”. Одно муниципальное образование — поселок совхоза им. Ленина — уперлось. Богатое аграрное предприятие дает столько налогов, что… В общем, так много, что вряд ли назад отдадут. Давление на упрямого мэра поселка закончилось драмой: у него не выдержало сердце, он скончался от инфаркта.
В апреле в деревне имени вождя мирового пролетариата происходили выборы нового главы и депутатов местного совета. Районное отделение “Единой России” выдвинуло на выборы депутатов партийный список. Люди, в него включенные, считались проверенными бойцами, готовыми до конца проводить в жизнь линию партии. Увы! Оказалось, что на мандаты уже претендуют однопартийцы из местных, ставшие кандидатами в порядке самовыдвижения. Они-то и победили на выборах.
Казалось бы, радуйся! Не коммунякам же достались места в сельсовете. Ан нет. Последовали оргвыводы. Вы будете долго смеяться, вы не поверите, но… Колхозных “медведей”, избранных депутатами сельсовета… исключили из партии. Страшное наказание для тружеников села, конечно. Пусть знают, как нарушать партийную дисциплину. Им сказано было взять самоотводы в пользу партийного списка, а они… Довыдрючивались, короче.
Кто составляет сегодня подавляющее большинство в представительных органах власти всех уровней, не является тайной. “Одобрямс” обеспечен. Исключение составляют уникальные случаи, когда в “медвежьи” ряды затесываются всякие ренегаты. Какие поправки к законам придется тогда принимать, чтобы властная вертикаль не сломалась?