В «Единой России», похоже, заканчивается время единогласия. Партийные клубы с растущей активностью спорят друг с другом (а заодно и с генеральной линией) о том, куда вести страну. В понедельник праволиберальный клуб «4 ноября» признал неэффективной внешнюю политику России в ХХI веке.
Основной докладчик – председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев сказал вслух то, о чем до сих пор говорить было как-то не принято. «Не нужно обольщаться: Украина и Грузия рано или поздно войдут в НАТО. И если мы будем непрерывно твердить, что это для нас недопустимо — нам станет очень трудно налаживать отношения с Западом после того, как они вступят». По мнению депутата, дипломаты России и Запада свернули на тупиковый путь противостояния вовсе не в августе, и не в Мюнхене 2 года назад, а в то былинное время, когда страны Балтии вступали в НАТО, а по лояльному к России постсоветскому пространству гуляли фруктовые революции. Вместо того, чтобы признать: у нас есть объективные геополитические противоречия, стороны развернули ( а точнее — возобновили подзабытое с советских времен) идеологическое противостояние. Константин Косачев считает, что было бы неплохо вернуться к этому перекрестку и начать все заново, ведь Россия не может вечно оставаться «мистером нет». Особенно, когда на это «нет» никто не обращает особого внимания. Вечная оппозиция — кратчайший путь к тому, чтобы оставаться постоянно обиженными, загнать себя в изоляцию.
По словам международника, мы так увлечены полемикой вокруг расширения НАТО, что забыли, чего хотим от Запада: «Если завтра произойдет невозможное, и США скажут: хорошо, мы прекращаем расширять НАТО и строить базы — нам не о чем станет разговаривать». Константин Косачев покритиковал МИД за то, что внешнеполитическое ведомство умеет нормально работать только в двустороннем формате. Когда требуется решать проблему, затрагивающую интересы нескольких стран — у нас ничего толкового не получается.
Критику развил профессор Иосиф Дискин: «Мир перестал быть однополярным, мы должны получать бонусы от этого, но их собирают другие. Кризис усиливает интеграцию США и Китая, идет «тендер за Индию», постсоветское пространство делят, а мы в стороне. Мы только всех критикуем, не предлагая никаких своих инициатив».
Проректор МГИМО Андрей Мельвиль и директор центра международных исследований Института США и Канады Анатолий Уткин упирали на то, что «проект под названием Евросоюз» провалился, на пороге – реванш суверенитетов, а Россия даже и не готовится к тому, чтобы использовать этот процесс с пользой для себя.
Самыми язвительными комментариями по поводу курса (на сей раз — внешнеполитического) своей партии, как обычно, отличался депутат Андрей Макаров.
«Во внешней политике мы ведем себя с грацией гиппопотама в посудной лавке. Мы говорим Западу: «Если будете себя хорошо вести – мы построим в России демократию. А если плохо – то мы вас накажем тем, что демократию строить не будем, а построим совсем другое». Эти «угрозы» использовались и в 90-е годы, но с тех пор влюбленность Америки и Европы в Россию прошла, теперь мы никого состоянием нашей демократии уже не напугаем». По мнению Макарова, внешняя политика у нас в загоне, ее используют только для того, чтобы пиариться на внутренней арене, показывать своему телезрителю «какие мы крутые».
Все бы ничего, но, сколько ни призывал ведущий мероприятия Валерий Фадеев не только ставить диагнозы, а предлагать новые подходы – ничего он этим не добился. Заседание напоминало перестроечное мероприятие: тьма критики и самокритики — и ни одной альтернативной идеи.
Вчера же произошло еще одно событие, усиливающее градус внутрипартийной полемики. Центр социально-консервативной политики выступил в печати с популистскими экономическими предложениями (всем россиянам увеличить зарплату, арестовывать за привлечение к работе нелегалов — гастарбайтеров). В праволиберальном клубе эти предложения вызвали не просто отторжение. Прозвучало обвинение в том, что «центристы» грубо нарушают предвыборную программу партии. Разбор полетов между партийными клубами обещает быть эмоциональным.