На днях мне довелось испытать огромную радость, можно даже сказать, эйфорию, из-за того, что я москвичка.
Причем случилось это в самом неожиданном месте — в наркологическом диспансере.
Пришла я туда за справкой, которая нужна для разрешения на оружие — не боевое, конечно, а газовое или травматическое. Каждая москвичка сегодня должна иметь такой пистолет, а кто так не думает — пусть посмотрит передачу про чрезвычайные происшествия, как гости столицы насилуют и грабят гражданок и выкидывают их пачками из прекрасных машин.
Вообще-то для оружия нужны три справки — из наркодиспансера, из психдиспансера и из обычной поликлиники.
В психдиспансере мне выдали справку мгновенно. У них в регистратуре картотека, на каждого районного психа заведена карточка, и если на тебя карточки нет — ты молодец, имеешь право стрелять в маньяков.
Зато в наркодиспансере за справками стояла нечеловеческая очередь, и записывались в нее то ли с шести утра, то ли с двенадцати ночи, точно не скажу, но картина была впечатляющая. В моей молодости такие очереди выстраивались за сапогами и водкой, а теперь вон что, оказывается, в дефиците — справки из наркодиспансера.
“Россия возрождается, — подумала я, становясь в конец. — Всем нужны пистолеты”. Но минут через десять стало ясно, что дело не в пистолетах. Люди стояли за справками, чтоб устроиться на работу и получить в Москве регистрацию. Все они были приезжими — из Молдовы, Кавказа и Средней Азии, мужчины и женщины, молодые и старые, кто-то даже был с мальчиком лет десяти… Оказывается, это теперь у них требуют почти везде — справку из наркологического диспансера.
К тем, кто стоял впереди, подходили и подходили новые люди, очередь не двигалась, я грустила, готовясь в душе отказаться от затеи с пистолетом, но тут на втором этаже в дверь высунулся охранник и крикнул вниз: “Москвичи есть? Проходите! Москвичи — без очереди”.
Никто не сдвинулся с места. Ни один человек, кроме меня. Граждане стояли с недовольными лицами и с завистью смотрели, как я поднимаюсь по ступенькам. Понимаете теперь, почему это здорово — быть москвичом? Потому что можно без очереди получить справку, что ты не наркоман, — вот почему.
Без очереди, но… не без денег. В регистратуре мне выдали квитанцию и велели заплатить 81 рубль “за прием”, а когда я вернулась — сунули бланк с текстом, куда следовало вставить свою фамилию и расписаться. Текст показался мне подозрительным. Речь шла о том, что я заключаю договор на платное первичное обследование у врача-нарколога и обязуюсь выполнять все его рекомендации, а он обещает хранить мою анонимность.
Но зачем мне анонимность, если эту справку я потом все равно понесу в милицию? И почему справку, что ты не псих, дают бесплатно, а справку, что ты не наркоман, — за 81 рубль? И какое обследование можно провести за такие деньги, какие дать рекомендации?
…Никакого обследования, конечно, не было. Да и врача-нарколога, по-моему, тоже. В кабинете сидели две женщины в белых халатах и, как на конвейере, выписывали справки. Вернее, одна выписывала, а другая заполняла регистрационную карточку, вроде как в подтверждение, что человек у них действительно был на приеме. Этими карточками был завален весь стол — чувствовалось, что работа кипит.
Они не смотрели у людей ни вены, ни зрачки. Не искали какие-то другие особенности типа тех девятнадцати признаков наркомана, которые расклеены сейчас в метро. Они вообще ни на кого не смотрели. Они только писали, писали, писали, как автоматы.
* * *
“Врачебное свидетельство о состоянии здоровья” — так называется справка, которую дают в наркодиспансере. Ее название — ложь от первого до последнего слова.
Власти решили проверять на наркоманию иностранных рабочих, чтобы не плодить в нашем городе преступность. Отличное начинание, заслуживающее похвалы. Но когда ты видишь, каким образом оно реализуется, ты понимаешь, что затеяно оно отнюдь не ради снижения преступности, а исключительно ради денег, которые на этом можно поиметь.
Мало радости быть москвичом с такими властями. Справку из наркодиспансера без очереди — вот все, что они могут нам дать. Радости и гордости — ровно на 81 рубль. По сегодняшним деньгам.
С такими властями пистолет действительно нужен каждой москвичке — теперь вы, надеюсь, поняли? Не боевой, конечно. Пускай газовый или травматический. Хотя бы такой.