Гетто им. Чехова

Дом отдыха продали вместе с людьми

“Сейчас позвоню Гаджиеву, пусть он решает!” — бесновался охранник. В общем, факты полностью подтвердились. С тех пор, как дом отдыха им. Чехова перешел в частные руки, к жителям домов для обслуживающего персонала, расположенных на его территории, никто не может пройти без разрешения блокпоста. Не пускают даже проверяющих из различных инстанций, куда возмущенные жители обращались, став заложниками ситуации.

Советские профсоюзы были супербогатыми. Добра — девать некуда. Когда в 1992 году грянула приватизация, оказалось, что от него нужно поскорее избавиться, чтобы не заниматься благотворительностью. Как, например, организацией отдыха для членов профсоюза в многочисленных профсоюзных же здравницах. Построенных, кстати, на взносы все тех же членов — то есть нас с вами. Ведь в профсоюзах, как известно, состояло все взрослое население СССР.

В доме отдыха им. Чехова ежегодно поправляли здоровье тысячи трудящихся. Сейчас он пустует, его корпуса заколочены. Вот уже десять лет, по официальным бумагам, д/о числится как “имущественный комплекс”. И это чистая правда. В результате многоходовых передач и перепродаж он переходил от владельца к владельцу, пока не стал собственностью некоего ТОО “Дом отдыха им. Чехова”, в учредителях которого числится ну очень влиятельная коммерческая структура. Но самое интересное, что “имущественный комплекс” перекидывался с баланса на баланс вместе... с живыми людьми.

— На территории д/о в ветхих деревянных домишках живут и прописаны несколько семей, сегодня они попали в крепостную зависимость от исполнительного директора дома отдыха Магомета Гаджиева, — рассказывает Галина Газолевская. — У меня на территории им. Чехова находится дом и участок, оформленные в мою частную собственность. Конфликт по выяснению, какая из них “главнее” — моя или “ихняя”, длится давно. Конфликтующих семей несколько.

Справедливости ради надо сказать, что “бесконфликтным” новые хозяева взамен хибар купили квартиры и обещают купить еще.

— В прошлом году, — продолжает Галина, — один домишко сгорел. Видимо, был поджог. Однако в Истринской милиции расследование не продвинулось ни на шаг. Следователь, которому поручили вести дело, проговорился: “Не хочу, чтобы меня убили”. Владельцы дома отдыха слывут людьми очень могущественными.

О степени их влиятельности можно судить по ряду признаков. Например, по такому: дом отдыха им отдали вместе с памятником архитектуры федерального значения, усадьбой XVIII века “Покровское-Рубцово”. До революции она принадлежала знаменитым промышленникам и меценатам Морозовым.

Видя плачевное состояние памятника, перспектива дальнейшего использования которого в течение многих лет оставалась туманной (он рушился на глазах), истринская интеллигенция, объединившись с потомками Морозовых, попыталась бороться за его возвращение народу. Планы были возвышенными — сделать в усадьбе культурный центр. Но ничего не вышло. С благими намерениями ходатайствовал о пересмотре сделки и областной историко-архитектурный и художественный музей “Новый Иерусалим”, расположенный неподалеку. Он обращался на самый “верх” области.

— Памятник рушится, сердце обливается кровью, — говорит директор музея Наталья Абакумова. — Обычно исторические здания, имеющие культурную ценность, стараются передать богатым компаниям, чтобы те их отреставрировали и содержали в порядке. Эта цивилизованная практика принята во всех европейских странах.

Но, видимо, не у нас. У музея сложное положение. Он находится в границах Ново-Иерусалимского монастыря и по договору с Московской патриархией должен вывести часть фондов за монастырские стены. Бывшая усадьба Морозовых идеально подходит для размещения коллекции живописи. К великому сожалению, на “самом верху” музейщикам разъяснили: все придется оставить как есть. И впрямь, удивительное могущество...

В ведении Магомета Гаджиева в Истринском районе есть еще один брошенный дом отдыха — бывшая профсоюзная здравница “Румянцево”. Здесь господин Гаджиев тоже числится исполнительным директором, а владельцем — по той же схеме — некая частная фирма. Правда, с другим названием. Что не меняет сути. И в “Румянцеве” тоже творятся крутые дела. Жителей двух многоквартирных домов, построенных в советское время для обслуживающего персонала д/о “Румянцево”, мы застали за обсуждением свалившихся на их голову бед. Все они раньше работали на шикарных должностях (потому что дом отдыха был супер!) — кто поварихой, кто официанткой, кто горничной. Когда его продали и началась разруха, женщины по ночам рыдали в подушку.

— Так было жалко, не представляете, — горько сетуют экс-поварихи, экс-горничные. — Здравницу заново отстроили в 1986 году, рассчитана она была на 400 отдыхающих, все было сделано по высшему классу, путевки в дом отдыха было невозможно достать. А потом начались рыночные реформы, черт их возьми!

“Румянцево” спрятано в глухом лесу, общественного транспорта нет, ездить на новую работу, даже если ее найдешь, невозможно. И женщины — “загорают”. Их тоже перекинули с баланса на баланс вместе с жильем. Два жилых дома (один 8-, другой 24-квартирный) считались когда-то ведомственными, теперь — хозяйскими. Несмотря на то, что такие вопросы давно отработаны и решаются элементарно — ведомственное жилье забирает муниципалитет и занимается им, в Истре этого почему-то не сделали.

Десять лет люди живут без горячей воды, две зимы жили вовсе без отопления. Сейчас, правда, топят. После того, как исполнительного директора призвали к порядку в районной администрации. Дом не обслуживается коммунальщиками — свой ЖЭК чересчур жирно! — крыши текут, канализацию прорывает.

— Мы понимаем, что Гаджиев всего-навсего пешка, — говорят женщины, — а настоящая хозяйка...

Настоящая хозяйка, по словам жителей, некая Фатима Мамедовна, которой скуплено немало таких же домов отдыха и пионерлагерей, заявляет, что ремонтировать здания жители обязаны за свои деньги. Когда они возражают: если содержать здание жителям предложено за свой счет, пускай Фатима разрешит жильцам приватизировать свои же квартиры, г-н Гаджиев зачитывает населению “права”. Вот одна из его невнятных писулек. Датирована она 23 января сего года:

“В соответствии с Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества” от 21 декабря 2001 года его отчуждение в собственность физических и юридических лиц осуществляется исключительно на возмездной основе. Поскольку данное жилье находится в собственности ООО “Дом отдыха “Румянцево”, оно приватизации не подлежит. Но, учитывая ваше длительное проживание в данных квартирах и наше желание вам помочь, вы можете приобрести желаемое жилье не по рыночной стоимости, а по остаточной стоимости БТИ у ООО “Дом отдыха “Румянцево”.

Короче, этому — фиг, этому тоже фиг, а Фатиме Мамедовне — на.

Под видом покупателей нам удалось проникнуть в святая святых — частные владения. Чем был д/о “Румянцево” до “прихватизации” и чем стал после, предоставим судить читателю. С потолков хлестала вода, в лужах плавали ковры и книги из разграбленной библиотеки. Не так давно, по утверждениям жителей, в пустующей здравнице обитали какие-то темные лица кавказской национальности. Возможно, строители-гастарбайтеры, а может, и хуже. Но у хозяев отчета не спросишь. Следов ремонта после себя строители явно не оставили.

— Вот если бы в России издали закон, по которому государство могло бы контролировать эффективность использования переданной в частные руки собственности, — сетует Татьяна Агеева, в прошлом библиотекарь разграбленной библиотеки.

Но такого закона нет. А какой есть? Может быть, на этот наивный вопрос ответит прокуратура? Или Счетная палата?

По информации “МК”, в Подмосковье насчитывается около тысячи заброшенных здравниц и пионерлагерей. Обитатели поселков, выстроенных при них, находятся в похожей ситуации.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру