Ольга Сакова-Аббас переехала в Йемен больше 20 лет назад. Вышла замуж, родила дочерей. Семья живет в провинции Махвит, которую контролируют хуситы.
- Активно бомбить начали в середине марта, - рассказывает Ольга. - В основном, атакуют столицу Сана и окрестности, портовый город Ходейда на побережье Красного моря и Сааду. Снаряды прилетают в аэропорты, пострадали жилые кварталы. Есть жертвы среди мирного населения. Военные погибают редко.
- Людей заранее предупреждают об атаке?
- Не предупреждают. Воздушных тревог я не слышала. Вероятно, в крупных городах её включают. Бомбоубежищ у нас нет. В случае опасности никто никуда не бежит, потому как некуда. Наверное, жители многоэтажек спускаются в подвалы. Тех, кого бомбежка застала на улице, прячутся в подъездах, переулках. Предугадать, куда прилетит, невозможно. Да и первый удар происходит внезапно, в большинстве случаев обстреливают сначала с кораблей, а потом начинают бомбить с воздуха.

- Мобилизацию среди хуситов проводили?
- Мобилизацию не проводили. Те хуситы, которых я знаю – мои соседи, знакомые - как жили дома, так и живут. Профессиональные военные постоянно служат, резерв пока не трогают.
- Продукты, бензин есть?
- Раньше мы запасались бензином, газом, продуктами, так как во время обострения конфликта товары сильно дорожали или исчезали из магазинов. Сейчас всё есть, очередей на АЗС не наблюдается, цены не повышали. Разве что медикаменты сильно подорожали, но проблем с доставкой и ассортиментом лекарств нет.
- Много народу уезжают из Йемена?
- За спокойной жизнью едут единицы. Молодежь в основном уезжает на заработки, кто-то едет на лечение. Выбирают такие страны, как Египет, Иордания, Индия. А вот о туристических поездках местные давно забыли. Выехать можно через Саудию и Оман. До обстрелов работал аэропорт в Сане, сейчас не знаю. В Адене функционирует аэропорт.

- Как живут йеменцы в состоянии войны долгие годы?
- Все привыкли. Сейчас уже нет такой реакции, паники, как в начале войны. Люди устали бояться. Подрастает поколение, которое не знает, как это жить в мирное время.
- Вы не планируете покинуть страну?
- Я хочу поехать в Россию, но не из-за военных действий. Соскучилась по родным. Дочь и внуки живут в Санкт-Петербурге. Последний раз я их видела в 2020 году. Потом началась пандемия. Теперь у меня истек срок годности паспорта. Российского консульства в Йемене нет. В Саудовскую Аравию с просроченным документом не въехать. Звонила в консульство, просила помощи или совета, но ничего не добилась.
- Как вы живете без документов?
-Тут достаточно иметь удостоверение личности, чтобы совершать банковские операции. Паспорт необходим только для заграничных поездок. У большинства женщин из провинций никогда не было даже удостоверения личности. Они никуда не выезжают. Если выбираются из дома, то в сопровождении мужчин-родственников.
У меня на руках есть йеменский паспорт, муж сделал гражданство. Но в Саудию не пускают с паспортом, сделанный в подконтрольном хуситам городе. Чего мы только не пробовали, безрезультатно. Я в тупике. Хочется верить, что российское консульство обратит на меня внимание, поможет.