Посол по особым поручениям МИД России Родион Мирошник выложил у себя в канале видео с освобожденных территорий. Одно из них — из недавно возвращенных под наш контроль Погребков. Сейчас в населенном пункте проводят работу саперы, чтобы обезопасить эту территорию. В Погребках находилась церковь Святого Архангела Михаила, которая была построена в 2003 году. На кадрах видно, что она практически разрушена, как и большинство строений в селе. Жителей там не осталось.
То же самое произошло с деревней Малая Локня, через которую проходила линия боевого соприкосновения. Людей там больше нет. Все здания на территории населенного пункта получили существенные повреждения, от части из них остался только фундамент.
Руководство Курской области сообщило о создании «Белой книги» региона, в которой будет вестись учет поврежденных и разрушенных объектов культурного наследия. В нее уже внесено 49 пострадавших объектов. Среди них оказалась Троицко-Вознесенская церковь в Судже постройки 1812 года. В этом храме укрывались суджанцы в августе, когда украинские войска только начинали продвижение по территории области. О характере и масштабах повреждений не сообщается, однако факт того, что церкви потребуется реставрация, власти региона уже признали. В «Белую книгу» попал и Горнальский Николаевский Белогорский монастырь. Об уроне, нанесенном монастырю, сообщал настоятель Питирим в августе прошлого года. Огнем ВСУ был практически полностью уничтожен главный храм монастыря. Он был построен недавно и готовился к освящению. Также пострадали Покровский храм и братский корпус монастыря. Братии монастыря удалось эвакуироваться, но один человек, к сожалению, погиб.
По сообщениям духовенства, в Суджанском районе также получили повреждения храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Гуево, Крестовоздвиженский храм села Черкасское Поречное, храм Рождества Христова в селе Уланок, храм Рождества Христова села Большое Солдатское. В Глушковском районе повреждены храм святого Феодосия Черниговского в селе Попово-Лежачи и храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Алексеевка.
В результате удара беспилотника ВСУ было разрушено здание Суджанского краеведческого музея. Само здание построено в XIX веке и принадлежало зажиточному купцу Чупилову. Строение полностью выстроено из кирпича. В советские годы там открыли краеведческий музей, в котором хранились в том числе и экспонаты раннеславянской культуры VI-VII веков. Судьба коллекции музея пока остается под вопросом: экспонаты могли быть вынесены в подвал здания и таким образом сохраниться, но возможно часть из них будут считаться утраченными. В результате удара было разрушено не только здание музея, но погибла и сотрудница музея Андреева Алла Александровна, которая много лет работала сторожем.
По данным Министерства обороны, глумились украинские боевики даже над мемориалами советским воинам, павшим в ВОВ. В Суджанском районе они осквернили братскую могилу красноармейцев и мемориал.
Своими воспоминаниями о прошедших 7 месяцах делятся эвакуированные жители Суджанского района. Один из них проживал в селе Николаево-Дарьино, которое находится на самой границе с Сумской областью. По его словам, ВСУ намерено поджигали дома и занимались мародерством. Украинские солдаты вывозили сельхозтехнику, забирали стиральные машины, скутеры и даже велосипеды. Словом, все, что могло пригодиться. Жители деревни Плехово получили ранения, когда попытались набрать воды из колодца, к которому они обычно ходили. При отступлении украинские войска минировали территорию, чтобы максимально затруднять дальнейшее продвижение для российских подразделений. «Как наши (ВС РФ. — Авт.) начали их (ВСУ. — Авт.) давить, вот тогда они и заминировали», – рассказывает пожилой житель. Он и еще 2 человека получили осколочные ранения в результате этого взрыва. Одного из пострадавших пришлось эвакуировать в Москву. Жительница Суджи рассказала, как бойцы украинской армии поджигали дома, используя ручные огнеметы, потому что были пьяны или находились под воздействием наркотических веществ. «Было страшно. Очень... А куда деваться?» – резюмировала свой рассказ суджанка.
В региональных СМИ также приводят рассказы суджанцев, которых эвакуировали из разрушенного города. Супружеская пара Михаил и Анастасия Костарные провели большую часть оккупации в подвале своего дома. Им обоим более 80 лет. «Темнота (в подвале. – Авт.) день и ночь, день и ночь. Света нет. Нашли свечи. С ними туда-сюда походили – уже сгорели». Пожилым людям пришлось достать печку-буржуйку и вывести трубу в окно. Так они могли готовить себе пищу. Жители отмечают, что психологически давило отсутствие информации, и суджанцы на протяжении 7 месяцев были практически отрезаны от какой-либо связи.
Сейчас жители освобожденных населенных пунктов перемещены в пункты временного содержания. Пока на отбитых территориях проводятся все необходимые работы для возвращения жителей, эвакуированные люди живут в пунктах временного размещения, а часть отправляется к родственникам.