Под ногами — леденеющая и оттаивающая в зависимости от ветерка и капризного солнца водяная кашица. Сверху — снежная крупа. Впереди пешеходный «зеленый», но прежде чем ступать на «зебру», лишний раз осматриваешься — все ли успевают затормозить? Потому что летящие по выделенной полосе автобусы превращаются в настоящие снаряды — их тормозной путь не располагает к шуткам. За рулем в такую погоду, конечно, теплее и уютнее — но, как показывает нынешняя практика, не слишком безопасно.
— При плотном потоке причиной ДТП в такую погоду обычно становится потеря автомобилем управления, — рассказывает аварийный комиссар крупной страховой компании Василий Киреев. — Даже с электронными помощниками при попадании на «микст» — поверхность с переменным коэффициентом сцепления — машина может выйти из-под контроля. Попытки затормозить, что обычно и делают водители с базовыми навыками без углубленной подготовки, приводят к заносам, а когда слева и справа другие автомобили или отбойник, ДТП уже не избежать. Причем если все это происходит на скоростной дороге вроде МКАД, ДТП становится групповым.
Только в первой половине дня 17 марта на кольцевой зарегистрированы три массовых ДТП. Так, на внешней стороне 75-го км МКАД столкнулись четыре автомобиля, пострадали ребенок и его бабушка. В нескольких километрах оттуда, на внешней стороне 67-го км МКАД, столкнулись сразу пять машин — правда, никто не пострадал. Радиальные магистрали региона не отстают: зафиксировано массовое ДТП на Ленинградском шоссе, в Одинцовском районе Можайское шоссе перекрыла развернувшаяся поперек движения и зацепившаяся за отбойник легковушка, а у метро «Кузьминки» на Волгоградском проспекте один из автомобилей — участников ДТП перевернулся. На Филимонковском шоссе водитель легкового авто «поймал» строительный или коммунальный грузовик. И это лишь малая часть тех ДТП, что произошли за несколько часов в столице в условиях вернувшейся зимы.
Официальный Telegram-канал Дептранса попросту рекомендует по возможности пользоваться общественным транспортом. И это разумно, но отвечает лишь на вопрос: что делать? А в данном случае куда интереснее: кто виноват? Москвичи всегда смеялись при виде многокилометровых «паровозиков» на американских или европейских трассах в снегопад, мол, водить надо уметь. Выходит, теперь и мы разучились?
— Водительские навыки не то чтобы деградировали, скорее на улицах появляется много водителей без должной подготовки, — говорит инструктор по контраварийному вождению Виктория Рябчикова. — Плотность потока в городе и большая скорость за городом диктуют более высокие требования к водительскому мастерству. И начинающие водители, а также многие пожилые люди и обладатели мощных автомобилей, не имеющие спецподготовки, оказываются не готовыми.
Ключевой навык зимнего вождения в потоке — контроль за скоростью и интервалом, умение не доводить дело даже до намека на занос, говорит эксперт. В большинстве случаев для этого нужно снизить скорость по сравнению с обычной и увеличить дистанцию. А вот этого сознание водителей, «убаюканное» парой недель сухих и чистых дорог при плюсовой температуре, часто и не может.
Второй важный фактор — летняя резина: несмотря на многочисленные предупреждения синоптиков, некоторые автомобилисты уже «переобулись». Причем не столько из экономии (чтобы не изнашивались покрышки и шипы), сколько из желания проскочить «до очередей» в шиномонтаж.
— С прошлой недели у нас пункт забит пришедшими летними колесами, люди сегодня, кажется, решили их пока не забирать, — рассказывает сотрудник пункта выдачи заказов крупного маркетплейса. — Но ведь кто-то забрал и даже успел их установить!
Летняя резина опасна даже на сухой дороге при температуре меньше +5 градусов, подтверждает Виктория Рябчикова. Именно поэтому в последние годы было эмпирическое правило: менять резину на зимнюю «на Покров», то есть в середине октября, а в летнюю переобуваться на Пасху — то есть ближе к майским праздникам. Но проблема в том, что сейчас это правило перестает работать — межсезонье с капризной погодой продолжается слишком долго.
— Оптимальным вариантом, может быть, станет третий комплект резины, всесезонка или зимняя «липучка», но это, конечно, опция дорогостоящая и не для всех, — говорит инструктор.
Отдельная проблема — работа городских коммунальных служб в такие дни. Снегопад, которого ожидали за несколько дней, сопровождался «мобилизацией» всех сотрудников, рассказал «МК» сотрудник «Жилищника» одного из районов СЗАО. Но даже при напряжении всех наличных сил полной очистки «досуха» всех дорог удается достичь не ранее чем через несколько часов после конца снегопада.
А это значит, что в межсезонье подобные неприятные сюрпризы на дорогах всегда были и будут вероятны. Поэтому спасение скользящих остается делом рук самих скользящих: сугубая осторожность, в том числе и в плане скорости, в такие дни как нельзя более уместна. А начинающие и чересчур горячие водители, увы, будут — как во все времена — набивать шишки самостоятельно.