Как и в случае со взрослыми, схема обмана несовершеннолетних небогата на варианты. Сначала надо наладить контакт. Незнакомый голос представляется заместителем директором школы «по каким-нибудь вопросам». Например, по воспитательной работе. Подробностей штатного расписания ученик, поднятое дело, не знает и послушно заглатывает приманку. А дальше идет развод, связанный с деталями учебного процесса. Один из самых распространенных – это электронный дневник. Мошенники придумывают бытовые ситуации, не вызывающие подозрений: взлом, перевод на другую платформу, активизация дальнейшего действия услуги. Ситуации разные, но финал всегда один: эсэмэс с заветным кодом, который нужно назвать.
Вторая подходящая тема развода – это ЕГЭ и ОГЭ. «Сотрудник школы» сообщает, что для допуска к экзаменам нужно назвать четыре цифры из СМС.
Кроме звонков, мошенники используют и личные чаты. Как и в случае со звонками, в сообщениях используется та же психологическая установка - безграничное доверие к учителю.
– Моему сыну недавно пришло такое сообщение: «Это Дмитрий Александрович, завуч по организационным моментам». То есть они даже должность не удосужились узнать и правильно написать, - рассказывает корреспонденту «МК» мама ученика 8 класса московской школы. – А дальше идет такой закос под тон дружелюбного учителя. Пишут: «Вчера после занятий нужно было подтвердить номер телефона для ведомости. Я сейчас тебе тогда направлю смс, чтобы не отвлекать. А завтра ты подойдешь к классному руководителю. Хорошо?» Ну мой сын, естественно, отвечает: «Ок».
А дальше в этой же переписке «Дмитрий Александрович» решил сорвать банк. Получил одобрительный ответ, он просит школьника выслать ему СНИЛС и ИНН.
– Петя приходит ко мне и спрашивает, где ему взять ИНН. Я удивилась, зачем это ему. А он и показывает сообщение. Я сразу поняла, в чем дело, и сказала ему срочно свернуть все разговоры и заблокировать номер, - вспоминает мама восьмиклассника.
Но на этом дело не кончилось. Ученика продолжали атаковать мошенники, но уже звонками. Трубку взяла мама. На другом конце не разобрались и стали разводить родителя. Уже женский голос представился Галиной Николаевной и на повышенных тонах потребовал срочно продиктовать номер СНИЛС и ИНН.
– Укоряли, что я одна осталась в списке, а все уже сдали! – возмущается мама школьника. – Ну я их послала куда подальше и тоже заблокировала номер.
Казалось бы, для чего мошенникам нужны личные данные школьника и доступ к "Госуслугам". Кредит на него не возьмешь, счетов у него нет, денег на карте тоже не особо много.
– Доступ к аккаунту на "Госуслугах" или личные данные школьника – это первый этап развода, - рассказывает «МК» сотрудник МВД. - Дальше преступники продолжат «вести» свою жертву. Они позвонят от имени следователя и, назвав личные данные, прикажут провести видеообыск - показать все ценности в доме. Школьник на стрессе выполнит распоряжение. Третьим шагом будет передача денег и ценностей курьеру, которого, как правило, используют втемную. При этом ценности заворачиваются в газету, коробку, что угодно, чтобы курьер тоже не догадался, что там внутри.
По данным генеральной прокуроры, в прошлом году число преступлений, связанных с телефонным обманом, увеличилось на 13% и составило чуть более 765 тысяч случаев. Две трети из них – хищения, совершенные с помощью техник социальной инженерии. Это более 485 тысяч преступлений. В 2024 году зарегистрировано свыше 50 тысяч краж, выполненные с помощью неправомерного доступа к личным кабинетам на портале "Госуслуг".
Одной из основных причин роста указанных преступлений указывается утечка персональных данных, на основе которых мошенники формируют персонифицированные сценарии атак на граждан. Особенно на уязвимых.