Известный американский генетик Дмитрий Прусс рассказал «МК», являются ли коронавирусы, выделенные из анусов нетопырей, угрозой человечеству и есть ли опасность новой пандемии.
Как рассказывает Дмитрий Прусс, в кишечнике крошечной летучей мыши, обитающей под крышами домов в Японии и по всему Дальневосточному региону, и известной под русским названием «восточный нетопырь», обитают коронавирусы HKU5, отдаленно родственные ближневосточному «верблюжьему» вирусу MERS, регулярно заражающему там людей. Об этих вирусах рассказывает новая статья в научном журнале Cell. По словам авторов публикации, инфицирующий летучих мышей вирус HKU5-CoV-2 может использовать человеческий ACE2 в качестве рецептора входа в клетку, а значит, нельзя исключать ситуации, что вирус начнет распространяться и среди человеческой популяции. Примерно таким же образом (только от верблюдов) людям в 2004 году стал передаваться коронавирус MERS.
«Семейство MERS-подобных вирусов очень разнообразно, и такие вирусы уже найдены на многих континентах у самых разных животных, — рассказывает Дмитрий Прусс. — Они сильно отличаются своими геномами и эксплуатируют самые разные молекулярные мишени для проникновения в клетки. Еще три года назад обнаружилось, что некоторые из этих вирусов использует рецептор ACE2 как ключ к проникновению в клетки, и это роднит их с вирусом ковида SARS-CoV-2. У разных животных молекулы ACE2 немного отличаются по составу, и этого различия оказалось достаточно, чтобы исследованные тогда вирусы типа MERS пасовали перед человеческим ACE2. Но одной-единственной мутации было достаточно, что шипы тех вирусов приобретали способность атаковать человеческие клетки! Бил ли кто-то тогда по этому поводу тревогу? Не помню, честно говоря. Факт в том, что очень многие патогены практически готовы перескочить от животных-хозяев к человеку. Во все эпохи такое случалось, а сейчас, с нарастающим вторжением человеческих масс в дикую природу, зоонозные переходы стали еще более вероятными. Зооноз был и будет, хотя большинство вторгающихся из животного мира к людям инфекций не сравнятся по пандемическому масштабу с ковидом. И хотя раньше времени кричать об апокалипсисе не следует, совсем не замечать тревожные сигналы может быть очень опасно».
По словам ученого, HKU5-CoV-2, который стал героем сегодняшних новостей, открыт не только что — еще прошлым летом вышла статья, показывающая, что «мерсоподобный» коронавирус HKU5, выделенный из анальных мазков восточных нетопырей, тоже распознает ACE2. «Но, к удивлению ученых, шипы этого вируса «ухватывались» за ACE2 летучих мышей совсем не там и не так, как это делали охарактеризованные незадолго до этого другие члены семейства MERS. Для того чтобы они могли ухватиться за человеческий ACE2, им нужны дополнительные протеазы (группы ферментов. — Авт.). Вирус нетопырей не умеет этого добиваться с человеческими клетками, но если во внеклеточную среду вируса просто добавить протеазы, режущие шипы, то, о чудо, даже человеческий ACE2 становится достаточным для внедрения вируса нетопырей в клетки. Авторы новой статьи в Cell показали, что добавление в лабораторных условиях в вирус протеазы трипсина делает его способным цепляться за человеческий ACE2», — говорит ученый.
И хотя поводов для паники пока нет, повод задуматься назрел. «Зооноз, вторжение вирусов животных в человеческое общество — реальнейшая опасность, и это статьи подтверждают необходимость тщательного контроля над опасными в этом плане вирусами животных. Прямо сейчас никакой пандемией эти вирусы не угрожают — для реального вторжения в людей вирусы HKU5-CoV-2 еще не готовы. «Но все у нас еще впереди», — говорит Дмитрий Прусс.