Донецкий международный аэропорт имени Сергея Прокофьева – самая высокая точка столицы региона. Он расположен в северной части Донецка на высоте 241 метр над уровнем моря. В нескольких километрах западнее находится поселок Пески, севернее – Авдеевка.
История аэропорта начинается в далеком 1931 году, когда Сталинским городским советом было принято решение об отводе земли под аэродром. Воздушное сообщение в Сталино стартовало уже через два года: начала действовать первая воздушная линия Аэрофлота.
Второе здание аэропорта было воздвигнуто уже после войны, в 1957 году. И если до войны в воздушную гавань можно было добраться лишь одним автобусом, то с появлением троллейбуса вопрос с транспортом для пассажиров был решен.
В начале 70-х годов в аэропорту реконструировали взлетно-посадочную полосу, радиотехнические средства взлета и посадки. Новое здание аэровокзала ввели в эксплуатацию уже ко Дню воздушного флота, в 1975 году.
80-е года ознаменовались для донецкого аэропорта выполнением международных авиаперевозок на ЯК-42. И уже к 1993 году были проложены воздушные трассы более чем в 40 стран. Аэропорт обеспечивал регулярные перелеты в города Украины, дальнего и ближнего зарубежья, выполнял чартерные рейсы в 130 направлений. В 2010 году услугами донецкого аэропорта воспользовались более 610 тысяч человек, в 2011 году пассажиропоток увеличился до 829 тысяч человек. В этом же году аэропорту было присвоено имя великого композитора Сергея Прокофьева.
Масштабная реконструкция воздушного порта шахтерской столицы началась в преддверии Евро-2012.
4 мая 2012 года в аэропорту был открыт новый семиэтажный терминал с пропускной способностью 3100 пассажиров в час. «С нуля» были построены взлетно-посадочная полоса, авиационно-диспетчерская башня. Именно с нового терминала и диспетчерской вышки боевики ВСУ позже будут корректировать артиллерийский огонь по Донецку.
Последний рейс из Донецкой воздушной гавани был выполнен 26 мая 2014 года. В семь часов утра дончан предупредили о приостановлении воздушного сообщения. В тот же день в аэропорт вошли военные ДНР с требованием вывести войска Украины. Тогда на территории Донбасса уже развернулись боевые действия: ДНР была провозглашена, украинские власти объявили о начале АТО, а ВСУ осаждали Славянск и Краматорск.
По ополченцам в здании велся огонь со стороны диспетчерской вышки и старого терминала. С воздуха украинских боевиков поддерживали вертолеты и самолеты, которым, на тот момент, противопоставить дончанам было нечего.
В течение двух последующих месяцев украинские боевики были заблокированы на территории аэропорта. В конце июля противник предпринял контрнаступление и в район воздушного порта было доставлено тяжелое вооружение, которое использовалось для массированных обстрелов Донецка. В осаде и боях за аэропорт участвовали герои легендарных подразделений, таких как «Спарта», «Сомали», «Шахтерская дивизия» и «Пятнашка». 10 января 2015 года бойцы ДНР атаковали новый терминал и диспетчерскую башню, которая спустя двое суток под ударами арторудий разрушилась окончательно.
15 января глава ДНР Александр Захарченко объявил о взятии Донецкого аэропорта, превратившегося в сплошные руины.
По случаю десятой годовщины освобождения, Денис Пушилин объявил о планах на строительство нового воздушного порта в Донецке. По информации руководителя региона, подготовительные работы для строительства на месте старого аэропорта начнутся уже в текущем году. Таким образом, Донецк сможет вернуть себе статус ключевого транспортного узла.
Во сколько обойдется строительство новой воздушной гавани на сегодняшний день неизвестно.