Где будут рожать россиянки в 2025 году, если вдруг они разом решат исполнить президентский наказ? Региональные выплаты беременным, которые массово сейчас обещают губернатор за губернатором, повышая свой губернаторский KPI, это, конечно, хорошо, но роддома важны не менее миллионов рублей. Хотя и проводят в них будущие матери всего несколько дней, но это самые важные дни в жизни ребёнка.
Перед Новым годом я говорила с главным врачом одного из роддомов крупного российского города. О масштабе возглавляемого ей учреждения говорит тот факт, что ежегодно они принимали на свет примерно 4 тысячи младенцев. То есть в среднем по десять новорождённых за день.
В 2024 году роддом закрыли. Причем как-то по особенному некрасиво. Отправили медучреждение на регулярную мойку, а потом заявили, что на работу можно не выходить.
Понятно, что не было ни демонстраций, ни писем наверх. Врачи люди дисциплинированные. Смысл шашкой махать, когда все уже решено за них?
Наталья Михайловна (назовём так главврача) говорит, что это стало шоком для всего персонала. Конечно, без акушерской помощи роженицы не остались, их перевели в соседний роддом, но возросла нагрузка уже на коллег, у которых были и свои роженицы. А тут соседних прислали.
Как это объяснили? Да никак. Просто поставили перед фактом. Роддомов нет, но вы рожайте.
Конечно, при низкой рождаемости содержать целые отделения или профильные больницы становится нерентабельным. Ну, с точки зрения финансов очевидно — 2-3 роженицы в сутки на 200 человек персонала, как происходит во многих небольших российских городах, держать накладно.
Мол, гораздо выгоднее построить в областных и республиканских центрах крупные перинатальные центры с технологичным оборудованием, суперспециалистами и уже туда свозить женщин со всех концов региона.
Так-то оно так, но здесь следует учитывать масштабы нашей страны, где один условный Красноярский край вмещает в себя 57 Швейцарий. И далеко не все могут ездить по 200 километров на регулярный прием в женскую консультацию, а затем ложиться заранее на роды, молясь о том, чтобы не растрясло и не родила по дороге на ухабах. И это не учитывая разные нештатные ситуации. Думают ли об этом те, кто принимает такие решения? Ведь не всегда деньги главное, когда речь идет о жизни человека. Двух человек.
Свое имя моя собеседница просила не называть, так как втайне надеется, что наверху опомнятся, поймут, что натворили, и все вернется на круги своя, их роддом откроют. Однако, судя по тому, что такое происходит по стране в целом, ждать хеппи-энда можно очень долго.
Конечно, можно всем посоветовать, как в прошлом году это на всю страну сделала телезвезда Юлия Барановская, – рожать в поле у бороны. Дескать, это и есть «культурный код» россиянок. Страдать, как страдали их бабушки. В муках производя на свет потомство, выживаемость которого в начале ХХ века в первый год жизни составляла менее 50%.
Если мы добавим к этому смертность детей более старших, 1–5 лет, затем от 5–10 лет и от 10–15 лет, то увидим, что из 1000 родившихся до 15 лет доживало весьма небольшое число, и это число в некоторых районах России не превышало одной четверти родившихся. Конечно, те, кто выжили, были гораздо крепче нынешних, и именно с этим связывают лошадиное здоровье наших предков. Те, кто дотянул до преклонных лет, изначально обладал недюжинным иммунитетом.
Ведь тогда не было не только роддомов, но и нормальных больниц. Не говоря о том, что роженицы, из тех, кому удалось выжить, к возрасту Юлии Барановской превращались в изможденных старух, это хорошо видно по старым фотографиям начала прошлого века. Так что же, возвращаемся к этой практике?
Ведущая высказала свои пожелания в прошлом году на экономическом форуме в Питере и выглядела при этом очень неплохо: с ухоженным лицом и дорогущими туфлями с красной подошвой. Не в лаптях и не от бороны.
Тем более что своих трех детей (молодец, что и говорить!) Юлия произвела на свет в элитной клинике в Лондоне.
На этом фоне борьба с пропагандой чайлдфри кажется какой-то бессмысленной. Ведь многочисленные роддома от того, что эту пропаганду запретили, открываться не станут.
Как ни крути, сознательно отказывающихся от деторождения у нас единицы, да и те остаются ими до той поры, пока не встретят свою вторую половинку.
А вот как назвать чиновников, которые с упорством, достойным лучшего применения, делают все, чтобы рожать россиянкам было попросту негде? Их ведь никто запрещать и увольнять не собирается.