Оба эксперта сошлись на том, что если и организовывать какие-то занятия на каникулах, то делать это надо с позиций возрастной психологии. С «началкой» можно вообще не заниматься, дать дитю отдохнуть, а режим у младшего школьника следует налаживать дня за два до окончания каникул. А подростка к чему–то принуждать все равно бесполезно.
— Как почти взрослого человека заставить что-то делать, если он не хочет? — задается вопросом психолог Идзиковский. — Это занятие неблагодарное. Вот и со старшеклассниками так. Даже если впереди маячит ЕГЭ. Ну, не все сдадут ЕГЭ — такова жизнь. Значит, он это сделает через год или два, когда приспичит. Если раньше все обучение у ребенка было построено по принципу принуждения, а потом вдруг старший подросток решил, что не собирается больше этому подчиняться, значит, ничего и не выйдет. Ребенка не научили учиться за 8–9 лет.
А как быть, если ученик слишком хорошо отдохнул и долго раскачивается после каникул? Или, например, дети только вышли, а учитель дает контрольную «для бодрости»?
— Обычно все-таки неделю-две учителя дают на то, чтобы втянуться, — говорит преподаватель Черникова. – Чтобы дело пошло быстрее, на каникулах хорошо бы устраивать тренировки внимательности и памяти. Есть много приемов, я их даже могу перечислить.
Допустим, ставим на стол предметы. Ребенок эти предметы запоминает, потом их надо убрать. И по памяти, ребенок должен эти предметы назвать. Полезны и задания в картинках по принципу «найди отличия». Еще такой прием я очень люблю — узоры по клеточкам рисовать, сложные узоры. Это внимательность, усидчивость тренирует. Помогает в будущем. Каникулы — это время, когда мы можем не только наверстать дефицит общения с детьми, но позаниматься такими тренировками.
Ольга Черникова также считает каникулы удачным поводом сходить на спектакль по школьной программе литературы. Если отпрыск увлечен физикой, биологией — идем в музеи, зоологический или Дарвиновский, в научный музей, планетарий…
— Родители должны стараться увлечь детей, пока они еще маленькие, — говорит педагог. – Музей, выставка, концерт, театр… Учитель здесь вторичен, первичен именно родитель.
О том, чем еще надлежит заниматься хорошему родителю, рассказывает психолог Идзиковский.
— Довольно важно просто создавать хорошее приятное настроение и положительный образ школы, — считает Евгений. — Если для самих родителей школа —постоянный стресс и напряг, это состояние передается детям. Надо не ругать школу и учителей, а упоминать, наоборот, что в школе классно, там много друзей, много интересного. И не надо демонизировать учителей, как это иногда бывает в семьях. Иногда родители, сами невзлюбившие школу почему-то, переносят на детей свой негативный опыт.
— У меня образование педагогическое, я преподаватель математики и информатики, — продолжает Идзиковский. — И скажу так, что если учитель что-то делает, то критерием его идей является результат. Школы разные, классы разные, для сильных детей контрольная после каникул это даже не разминка, а рутина. В другом случае, никто нарочно нагружать в школе не будет.
Раскритиковали наши эксперты и особенность некоторых «предков» ругать детей за сидение в гаджетах в то время, когда сами родители зависают в них постоянно.
— Дело в том, что единственное работающее обучение — это личный пример, — говорит психолог Идзиковский. — Это как в животном мире: если мама-кошка хочет чего-то от милого котеночка, то единственное, что она может сделать, это показывать, как вылизываться, где гулять, как охотиться на мышь. Дети сидят в телефоне и ложатся поздно не потому, что это в их природе, а потому, что абсолютно все в нашем обществе не соблюдают режим, на 90–95%, наверное. Мы не можем требовать от детей того, что не делаем сами.
Если ребенок видит, что родители собираются сидеть на кухне, развлекаться, «втыкать» в свои телефоны перед сном, то требовать, чтобы он выключил компьютер и пошёл спать, нелепо. Он видит, что просто не работает такая модель жизни. Поэтому, если хотите, чтобы режим был, начните сами. И случится магия. Еще очень важно, чтобы глобальная общая линия поведения и воспитания в семье были непротиворечивы. Родители должны быть едины в воспитании, даже если между собой в чем-то не сходятся.
— Хорошо, если у младшего школьника 1–2 класса сохраняется на каникулах дневной сон, — советует Черникова. — Режим приема пищи тоже важен: привык обедать в 14:00 в школе, значит, и на каникулах обед в то же время. Вечером тоже желательно ложиться спать в тот же час, что и обычно. Но это младшие. А если подросток схватил телефон или планшет, пытаться отнять его или уложить тинейджера в 10 вечера бесполезно. Подростки подвержены стадному чувству, они будут делать, как их друзья, как блогеры. Друзья ложатся спать в 2 ночи, и он так будет делать, смотреть на своих сверстников.
С точки зрения науки, дополняет психолог, выработка правильного режима дня — «длинная дистанция». Формированием правильного биологического ритма надо заниматься в 5-7 лет. А начать в 14 делать из «совы» «жаворонка» уже не получится.
Препятствует занятиям в праздники, как выяснилось, и обостренное у детей чувство социальной справедливости.
— Когда мы хотим, чтобы ребенок учился, стоит задуматься о том, каким ребенок видит нас, — говорит психолог. — Подумайте, он же никогда не видит нас, родителей, работающими. Мы или в офисе, или еще где-то. А дома взрослые отдыхают, расслабляются, изредка делают домашние дела. И вот, ребенок размышляет: «Я весь день учился, пришел домой, теперь надо делать домашку. А мои родители только готовят еду, ссорятся и смотрят телек». Получается, сегодня ребенку тяжелее, чем 200 лет назад, когда он помогал родителю в лавке. И то же самое на праздники – вы отдыхаете, ребенку «завидно». И не очевидно, почему он должен работать.
Выход из такой дилеммы видится только в совместном общении, сотрудничестве.
— Будьте в каникулы вместе с ним или с ней, делайте что-то совместно, вовлекайтесь, — призывает психолог. — Совместная активная деятельность очень важна, особенно если речь идет о процессе познания. Я апеллирую все к тем же известным концепциям Выготского, Рубинштейна, Леонтьева. В зоне ближайшего развития есть правило: то, что ребенок сегодня делает вместе с родителями, завтра он делает сам. Не надо делать за него, не надо готовых решений, ведь знания — его будущий багаж, а не ваш. И огромное значение имеет родительское одобрение, эмоциональное поощрение.