Среди таковых, например, депутат Госдумы, первый заместитель председателя думского Комитета по международным делам Светлана Журова. "Любые агрессивные вещи в такой форме - это неправильно, - заявила парламентарий, комментируя содержание ролика порталу "Ридус". - Можно словами сказать, что нам не нужен Санта-Клаус. Но такие элементы только усугубляют ситуацию. Нас и так считают какими-то агрессорами. Зачем? Это лишнее".
Сам "патриотический" ролик Журова, правда, на момент комментария не видела. А некоторые и видели, да не разглядели всех деталей. В общем, пожалуй, стоит пересказать содержание произведения. Благо оно не слишком длинное.
Прерванный полет
Итак: Москва, центр города, поздний зимний вечер. Елки, карусели, сияющие витрины и разного рода инсталляции. Счастливые, праздничные лица прохожих. Потом камера уходит вверх: в темном небе столицы летит в своих волшебных запряженных оленями санях Санта-Клаус, держа в одной руке вожжи, а в другой - банку с колой.
Летит и говорит на чистом английском - но с далеко не оксфордским произношением: "Охо-хо! Привет, русские! Вот подарки для вас". Последнюю фразу Санта произносит, указывая рукой с банкой на то, что находится у него за спиной, в "багажнике". А из "багажника" торчит пучок ракет разного калибра с натовской символикой.
Подарки, что и говорить, небезопасные. Но в принципе, формально рассуждая, это еще не признак злых намерений. А по большому счету, признак, скорее, намерений добрых. Ну, или, по крайней мере, нейтральных. Во-первых, были бы намерения заведомо злы, в свой путь ракеты отправились бы иным способом - своим, так сказать, ходом. На летчика-камикадзе Санта-Клаус совсем не похож. Да ни не нужны камикадзе никакие ракеты: тут совсем другая технология. А во-вторых, ракеты, если начистоту, и впрямь были бы сейчас для России неплохим подарком. Более чем актуальным.
Но такова формальная логика. Авторы ролика руководствуются логикой другой, своей, авторской. И в соответствии с ней к небесным саням Санты устремляется ракета системы ПВО, оставляя за собой в небе характерный след. Санта-Клаус едва успевает пожелать россиянам счастливого Нового года. Следующая, финальная его фраза обрывается на полуслове: "Holy sh.." ("черт побе..."). Далее - красочный взрыв в темном небе, напоминающий до степени смешения фейерверочный. Finita la рождественская сказочка.
Впрочем, нет, это еще не конец. Эпилог таков. Перед пультом зенитно-ракетного комплекса сидят - двое: офицер-зенитчик, оператор ЗРК, и Дед Мороз. И между ними происходит следующий диалог:
- Все? - вопрошает дед.
- Все, - отвечает зенитчик. - Цель уничтожена.
- Правильно, - удовлетворенно кивает дедушка с добрыми глазами. - Не нужно нам ничего иностранного в нашем небе. С Новым годом!
- И тебя, дед! Всех с Новым годом!
Вот на этом действительно все. Сказочке конец. Но если тех, кто сказку слушал и смотрел, назвать молодцами еще позволительно - какой-никакой, а труд, - то создателей-сказочников хвалить совершенно не за что. Претензии к ним двоякого рода.
Во-первых, с чего они взяли, что "ничего иностранного в нашем небе" быть не должно, что если там что-то иностранное, то надо это сразу сбивать? Надо ж сперва разобраться, что это за "иностранное", куда и какой целью летит, боевой это, так сказать, Санта или гражданский. А то с такой скоропалительностью и до международного скандала недалеко.
А во-вторых, с какой стати решили, что Санта-Клаус - враг? Впрочем, на этот вопрос ответить проще. Разобраться в вопросе поможет вышеупомянутый Виталий Бородин. Для справки: знаменит сей активный гражданин главным образом непрестанными поисками крамолы и своевременными обращениями - а проще сказать, доносами - в различные властные инстанции по результатам этих изысканий.
Таким образом активист вывел "на чистую воду" немало российских звезд и известных медиа-персон. Но апофеозом... Хотя нет, тут более точным будет другое слово. Апофигеем активности активиста стала "заява", которую он в декабре накатал в Генпрокуратуру на Санта-Клауса, потребовав признать сей персонаж иноагентом.
Аргументы такие: 1) бренд "Санта-Клаус" популярен в недружественных нам странах; 2) у нас уже есть свой новогодний бренд, Дед Мороз, и других заменяющих наш, не надо; 3) компании, использующие бренд "Санта-Клаус", могут продвигать его в России "с целью подрыва традиционных российских ценностей".
Ну и на десерт следующие теоретический ликбез от непоседливого активиста: "Это и есть культурный фронт холодной войны. Человек смотрит кино, мультфильмы, переживает или смеется, а тем временем ему в голову вбивают различные свободы, которые, как правило, до добра не доводят. Так добрый Санта на деле оказывается пентагоновским злодеем".
Самое простое объяснение: человек перетрудился на ниве разоблачения иноагентов и у него, как принято говорить в народе, поехала крыша. Но споро размножающийся в Сети под задорные комментарии ролик про ликвидацию Санты в ночном московском небе заставляет поставить другой диагноз. Похоже, что Бородин не причина, а следствие соответствующих общественных настроений. Он лишь, как говорится, оседлал волну.
Приходится констатировать, что значительная часть нашего общества и впрямь убеждена, что Дед Мороз - это наша древняя традиция, наша скрепа. А Санта-Клаус - новомодное изобретение и подрыв устоев. В то время как все как раз таки наоборот.
Санта-Клаус, - это, между прочим, не кто иной как святой Николай. Он же святитель Николай Чудотворец, он же Николай Мирликийский, живший в Мирах Ликийский (Римская империя, Малая Азия) в третьем веке нашей эры и бывший епископом этого города. Ну, понятно, между современным образом Санта-Клауса и христианским святым существует дистанция большого размера. В какой-то момент образ зажил своей, отдельной от жития Николая Чудотворца жизнью. Но корни образа очевидны.
На роль рождественского дарителя святой Николай был выбран не случайно. Во-первых, день его памяти - 6 декабря по григорианскому или 19 декабря по юлианскому календарю. То есть достаточно близко к Рождеству. Есть, правда, правда, и другие дни памяти. Но и в западном, и в восточном православии наиболее значимым был и остается декабрьский вариант, в России получивший название "Никола зимний".
Во-вторых, в числе прочего славен был святой Николай своим бескорыстием и готовностью оказать помощь - в том числе материальную - страждущим. Краеугольным же камнем в создание образа Санта-Клауса послужил следующий эпизод жития святого (цитируется по справке, размещенной на официальном сайте РПЦ): "Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода (то есть, говоря современным языком, продать в сексуальное рабство. - "МК").
Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния".
Есть, правда, и другая версия предания, согласно которой страдал многодетный отец не от голода, а от невозможности поскорее сбагрить дочурок - выдать их замуж. Не было у страдальца денег на приданое. И поэтому не нашел ничего лучшего, как "извлечь доход из их красоты". Но конец у истории и тут счастливый. Подарки святого Николая несвятому семейству спасли девиц от публичного дома: с приданым они сразу повыходили замуж.
Детям полную версию предания, понятно, не рассказывали. Но именно детишки извлекли - и продолжают извлекать - из него наибольшую выгоду. В ознаменование совершенного святым благодеяния в Европе позднего Средневековья возникла традиция: в декабрьский День святого Николая дарить детворе подарки. Со временем день дарения сместился к Рождеству, а святой Николай превратился - в праздничном преломлении его образа - в веселого бодрого старичка в красном полушубке и с мешком с подарками за спиной.
Ничего святого
Впрочем, важно уточнить - превратился лишь в Западе. В наших палестинах за последние 500 лет культ святого существенных изменений не претерпел. Образ остался каноническим, иконописным. И в середине прошлого тысячелетия, и сейчас это один из наиболее почитаемых православных святых. А возможно, и самый почитаемый. Для справки: в России сегодня около 5400 храмов и часовен, освященных в честь Николая Чудотворца, что составляет около 12 процентов от общего числа молитвенных сооружений, находящихся в собственности РПЦ. И это еще без учета монастырей.
В общем, негоже было столь "высокопоставленному" святому - пусть даже его "аватарам" - водить с ребятишками хороводы вокруг елки. Да и какие могут быть "аватары" при таком статусе? Не солидно, не по чину. До революции замену Николаю Чудотворцу на роль рождественского аниматора так и не нашли, а после революции было уже не до этого. А потом новая власть отменила и само Рождество - вместе с елкой и подарками. Как буржуазный и поповский пережиток.
В середине 1930-х елку решили вернуть, но уже не как рождественскую, а как просто новогоднюю, то есть сугубо светскую. Советскую. У этой "смены вех" имеется точная дата: 28 декабря 1935 года. В этот день в газете "Правда" вышла коротенькая статья-призыв "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!", подписанная "П.Постышев".
"Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили это прекрасное детское развлечение как буржуазную затею, - говорилось в этой без преувеличения эпохальной заметке. - Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец...
В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек".
"П. Постышев" - это Павел Петрович Постышев, кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б), второй секретарь ЦК КП(б) Украины, первый секретарь Киевского обкома КП(б) Украины (расстрелян в феврале 1939 года). В общем, не последний человек в тогдашней властной иерархии. Но далеко не первый. Инициатива, не иначе, шла с самого верху, откуда незадолго до того - в ноябре 1935 года - прозвучало: "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится". Ну а какое же веселье без елки?
Кому именно пришло в голову включить в новогодний светско-советский набор Деда Мороза и его "внучку", Снегурочку, доподлинно неизвестно. Но у идеи явно был конкретный автор: скорость и организованность, с которой произошло внедрение этих персонажей - уже в конце 1930-х без них не обходится ни одна мало-мальски приличная елка, - говорят об отнюдь не стихийном начале процесса.
И этот кто-то, во-первых, хорошо знал, как празднуют Рождество на Западе - в Европе и Америке: образ Деда Мороза явно "слизан" с Санта-Клауса - и в отношении облика и характера, и что касается функций. А во-вторых, неплохо знаком с русской классикой. Как минимум - с пьесой Александра Островского "Снегурочка" и одноименной оперой Римского-Корсакова, созданной по пьесе.
Именно в произведении Островского Дед Мороз и Снегурочка впервые появляются вместе и под своими нынешними именами. Правда, там Снегурочка - не внучка, а дочка Деда Мороза. И с Новым годом сюжет никак не связан: время действия - весна. И тот, и другой образ драматург взял из русского фольклора. Но если Снегурочка (до того известная как Снегурка или Снежевинка) чисто сказочный персонаж, то корни Деда Мороза куда более серьезные и древние.
"Образ доброго дедушки, который только и мечтает, чтобы осчастливить детвору, появился совсем недавно, - рассказывает об этих корнях федеральный портал "История.РФ", созданный и действующий под эгидой Российского военно-исторического общества. - Прошло несколько тысячелетий, чтобы дедушка с бородой из ваты украсил наш праздник. Восточные славяне даже не предполагали, что со временем он станет добрым и покладистым. Он всегда отражал суровую русскую зиму, и к его основным качествам относились твердость, непоколебимость, жесткость, характер его был суровый и властный.
У разных славянских племен он и назывался по-разному: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и Дед. Вроде один и тот же персонаж, но славяне вкладывали в каждое имя свои особенности... Среди всех зимних персонажей выделяется Морозко. Он главный помощник верховного славянского бога Перуна, которого называли еще Снежным Дедом. Вот он и был самым могучим русским языческим богом, о котором сложены русские легенды. Именно он – главное олицетворение русских зимних морозов".
Изложено, надо признать, несколько сумбурно, но главное ясно: корни у Деда Мороза, несомненно, языческие. Ничего святого. А посему, возвращаясь к сюжету "патриотического" ролика, выходит, что персонаж, замешанный на дохристианских верованиях славян и выпеченный в сталинском СССР, сбивает над Москвой празднично-рождественскую версию Николая Чудотворца.
Можно ли считать это победой традиционных ценностей над тлетворным влиянием Запада? Вопрос философский. Кто-то, возможно, и сочтет. Но вот, к примеру, Русская православная церковь вряд ли придет в восторг от такого "триумфа традиции".