Понятно, что ДТП с такими тяжелыми последствиями не было бы, если бы водитель «догоняющей» автомашины вовремя среагировал бы на помеху в полосе движения (виновника аварии, разумеется, определит суд в рамках уголовного дела). Но стоит, не обвиняя жертву, проанализировать и действия погибшего водителя иномарки — мог ли он сохранить себе жизнь в данных обстоятельствах?
Уже сейчас известно, что за пару минут до катастрофы водитель обращался в соцсетях за советом к коллегам-владельцам машин той же марки. Суть проблемы была в сбое бортовой электросети (а также в «тяжелом руле», то есть отключившемся электроусилителе рулевого управления). После этого автомобиль либо заглох прямо в тоннеле, либо водитель решил остановиться в ожидании помощи или эвакуатора. Дальнейшую судьбу автомобиля и людей в нем решил не успевший затормозить водитель следующей машины...
— Чтобы не обвинять погибшего водителя в вопиющей глупости, предположим, что машина заглохла в тоннеле, — говорит инструктор по аварийной водительской подготовке Владимир Девяткин. — Но все-таки нужно проговорить главное правило: на магистрали любой ценой дотягивать до обочины, в тоннеле любой ценой избегать остановки вообще. Лефортовский тоннель узкий и скоростной, ночью там достаточно высокие скорости, шансы на то, что в итоге и произошло — огромные.
Если дело происходит не под земле, а на том же ТТК, или МКАД, или другой скоростной магистрали, необходимо на оставшейся у машины инерции добраться до обочины. Как правило, это возможно и в случае поломки двигателя, и даже в случае пожара, и уж тем более при проколе колеса, говорит эксперт. Ущерб при этом не идет ни в какое сравнение со смертельной опасностью от остановки в полосе.
— Дальше, где бы вы ни остановились, в полосе после ДТП, или в тоннеле, или на обочине дороги, ваша обязанность: обеспечить безопасность себя и пассажиров, — говорит инструктор. — Находиться в салоне люди могут только на обочине, да и то обстоятельства могут быть разными, часто лучше эвакуировать пассажиров за пределы дороги вообще. Зимой вне города это может быть затруднительно, но на МКАД, например, почти всегда можно найти АЗС или кафе. Но совершенно точно, что в полосе движения стоящий автомобиль должен быть пустым.
В автомобильных тоннелях чаще всего имеются узкие тротуары вдоль стен, по которым можно пройти к эвакуационным выходам, добавил собеседник «МК». Сложнее — на эстакадах, мостах и путепроводах, где приходится достаточно долго идти вдоль края дороги. Здесь как никогда нужны те самые желтые светоотражающие жилеты — если в машине он один, его нужно надеть на замыкающего.
Но самое трудное — то, что на эвакуацию из заглохшего в тоннеле или посреди магистрали автомобиля отведены буквально считанные секунды. За это время все пассажиры и водитель должны быстро, спокойно и организованно покинуть салон. А вот это — уже, пожалуй, близко к фантастике...