Возвращение бывшего наркоторговца Фабио Очоа в Колумбию после его депортации из Соединенных Штатов вновь разбередило старые раны среди жертв Медельинского картеля, и некоторые из них выразили недовольство решением колумбийских властей отпустить Очоа на свободу.
Как отмечает The Guardian, некоторые из жертв картеля заявили, что надеются, что бывший наркобарон, по крайней мере, будет сотрудничать с правозащитными организациями в расследовании одного из самых жестоких периодов в истории Колумбии, и потребовали, чтобы колумбийские прокуроры также вызвали Очоа на допрос.
В конце 80-х и начале 90-х годов Медельинский картель убивал полицейских, политиков, судей, журналистов и случайных прохожих, ведя войну с колумбийским государством, которое активизировало свои усилия по пресечению поставок наркотиков, аресту наркоторговцев и конфискации их имущества. Некоторые историки в Колумбии приписывают лидеру картеля Пабло Эскобару 10 000 убийств, пишет The Guardian.
В то время Очоа был одним из ключевых руководителей картеля и несколько лет жил в Майами, где руководил центром распространения кокаина. Он отрицал свою причастность к убийствам, совершенным членами картеля. Но многие жертвы картеля и их родственники весьма скептически относятся к этому заявлению.
Мэру Боготы Карлосу Фернандо Галану было 12 лет, когда его отец, кандидат в президенты Луис Карлос Галан, был убит наемными убийцами картеля в 1989 году.
В понедельник вечером Галан написал в своем посте в Twitter/X, что “неприемлемо”, чтобы Очоа не предъявляли никаких обвинений в Колумбии. Старший брат Галана, Хуан Мануэль Галан, пошел еще дальше. “Большинство преступлений Медельинского картеля остаются безнаказанными, - написал он на платформе X. – Вместе с тысячами жертв мы надеемся узнать правду об ответственности Очоа и его союзников за похищения, убийства и неизбирательные террористические акты”.
Очоа был депортирован в Колумбию в понедельник после того, как отсидел более 20 лет в тюрьме в США за незаконный оборот наркотиков, который не был связан ни с какими убийствами в Колумбии. У 67-летнего мужчины сняли отпечатки пальцев в аэропорту, и сотрудники иммиграционной службы отпустили его, проверив его имя по базе данных и подтвердив, что колумбийские власти его не разыскивают.
Выступая перед журналистами, которые неистово толпились вокруг него в аэропорту Боготы, Очоа заявил, что его “подставили” американские прокуроры. Он добавил, что поплатился за свои преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков в Колумбии в начале 1990-х годов, когда провел несколько лет в колумбийской тюрьме.
Очоа был освобожден в 1996 году, но в 1999 году был вновь арестован и в 2001 году экстрадирован в США в ответ на предъявленное Майами обвинение, в котором он и еще более 40 человек были названы участниками заговора о контрабанде наркотиков.
Гонсало Энрике Рохас был маленьким мальчиком в 1989 году, когда его отец погиб на борту коммерческого самолета, взорванного Медельинским картелем, в результате чего погибли все 107 человек, находившихся на борту. Рохас, который сейчас возглавляет фонд помощи жертвам конфликта в Колумбии, сказал, что возвращение Очоа в Колумбию дает возможность узнать больше подробностей об этом инциденте, например, что побудило картель атаковать самолет, полный гражданских лиц, и каковы были его отношения с членами колумбийского правительства. Он сказал, что колумбийским прокурорам следует допросить Очоа об этом событии и других преступлениях, совершенных картелем. Он добавил, что его фонд "Колумбия с памятью" также попытается добиться встречи с бывшим боссом картеля.
“Годы тюремного заключения для лидеров картелей не так важны для тех из нас, кто стал жертвами медельинского картеля”, - сказал Рохас. “Что действительно может облегчить боль, так это справедливость и правда”.