При этом сложности возникают уже на уровне текущего законодательства. Как отметила директор Института проблем правового регулирования Анна Сутырина, выступая с докладом на круглом столе «Совершенствование правового регулирования осуществления хмелеводства и производства пива и пивных напитков», существуют проблемы в законодательстве пивоваренной отрасли.
По ее словам, закон № 171-ФЗ не предназначен для комплексного регулирования производства и оборота не только самой пивоваренной продукции, но и сырья для нее, так как производство и оборот сырья для пивоваренной продукции – это предмет ведения Минсельхоза России. При этом невозможно на основании существующего регулирования разработать и принять программы развития пивоваренной отрасли. Более того, нет никаких законодательно установленных преимуществ для пивоваров, производящих локализованный продукт.
А данный продукт помогает развитию в том числе и смежных отраслей, но при этом лояльность со стороны государства отсутствует.
Необходимость внесения изменений в работу пивоваренной отрасли обсуждали и депутаты на прошедшем в конце ноября в Госдуме круглом столе. Зампред Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов (ЛДПР) отметил, что есть необходимость большего внимания к развитию пивоваренной промышленности и обеспечению ее действенного госрегулирования. Другой зампред того же комитета Артем Кирьянов («Единая Россия») указал на необходимость инициативы самой пивоваренной промышленности по разработке совместно с государством комплексной программы своего развития.
И эта инициатива есть. Как подчеркнул исполнительный директор Ассоциации производителей пива и напитков Вячеслав Мамонтов, для сохранения положительной динамики в отрасли необходимы меры поддержки для бизнеса. Производители сталкиваются с такими вызовами, как износ оборудования, необходимость его импортозамещения, возрождение хмелеводства (в России производится только 5% от необходимого объема. – Прим. редакции) и разработка семян пивоваренного ячменя.
Пивовары готовы вкладываться в решение проблем и в смежных отраслях, однако их инвестиционные планы ставят под угрозу рост ключевой ставки, изменение валютного курса и нестабильная акцизная политика.
Для стабилизации ситуации пивовары предлагают субсидировать тех, кто вносит значительный вклад в развитие отечественного АПК, промышленности и проводит научные исследования, на уровне не менее 1 млрд рублей. Это позволит не только сохранить текущий уровень производства, но и создать новые рабочие места, а также увеличить поступления в бюджет.
Пивная отрасль недооценена с точки зрения ее объемов. Так, Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, оценил пивной рынок в 1,23 триллиона рублей. На 2024 год в структуре уплаченных акцизов пиво занимало 40,2 процента: только за первые шесть месяцев пивовары внесли в бюджет государства свыше 110 миллиардов рублей. Пивоварение в России создает около 600 тысяч рабочих мест, включая занятых в смежных отраслях. При этом у отрасли значительный потенциал для дальнейшего развития.
По данным исследования Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт», регионы России обладают довольно высоким потенциалом для развития производства пива. При этом было определено 29 регионов, которые являются наиболее перспективными. Однако авторами доклада рекомендуется обеспечить недостающие сырьевые потребности по всем компонентам для покрытия текущих объемов производства готовой продукции и потенциальных объемов при наращивании переработки (в том числе развитие выращивания пивоваренного ячменя). Кроме того, необходимо снижение уровня импортозависимости от поставок сырьевых компонентов и, как следствие, усиление контроля за качеством сырья на всех этапах производства.
По факту реализация подобного плана развития более чем возможна. Однако для решения этого необходимо, как справедливо замечают и авторы исследования, обеспечение отрасли сырьем. Возникает парадоксальная ситуация, когда страна, которая традиционно входит в лидеры по экспорту зерновых культур, не имеет достаточных объемов пивоваренного ячменя. Российские сорта данной культуры, подходящие для отрасли и зарегистрированные в Госреестре, являются старыми и невостребованными, не отвечая потребностям пивоваров. При этом с начала 2000-х иностранные селекционеры из ЕС внесли в Госреестр около 40 сортов пивоваренного ячменя.
Пивоваренная отрасль в России стоит на перепутье. Перед ней открываются два возможных пути: один ведет к глубокому кризису, другой — к возможности значительного роста. С одной стороны, существующие проблемы с импортозависимостью, высокими налогами и недостатком сырья могут привести к резкому сокращению производства. Без активной поддержки государства в виде субсидий, законодательных инициатив и программ развития отрасль рискует потерять свою экономическую устойчивость.
С другой стороны, при должной поддержке, включая локализацию оборудования, возрождение хмелеводства и пивоваренного ячменя, а также создание комплексной программы развития, пивоваренная индустрия может стать локомотивом агропромышленного роста. По словам экспертов, это создаст рабочие места, укрепит бюджетные поступления и позволит российскому пиву занять новые позиции как на внутреннем, так и на международных рынках.