Напомним, что экологическая катастрофа произошла 15 декабря: два российских танкера – «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» – разорвало в результате шторма. Один человек погиб, многие были эвакуированы с переохлаждениями. Серьезный урон был нанесен и экологии: произошел залповый разлив мазута объемом более 3 тысяч тонн, после чего его пятно было вынесено на берег, где растянулось на 50 километров – от поселка Веселовка Темрюкского района до станицы Благовещенской близ Анапы.
Загрязнение угрожает гибелью десяткам тысяч птиц и животным. Перепачканных мазутом водоплавающих пернатых стали находить на берегу уже 17 декабря. К их спасению подключились сотни спасателей, биологов, волонтеров. 18 декабря на берегу в Анапе волнами выбросило погибшую из-за мазута молодую самку дельфина, а в понедельник стало известно еще о десяти погибших млекопитающих, скорее всего отравившихся загрязненной мазутом рыбой.
Читайте подробнее: «Гибнут по цепочке»: эксперт рассказала, почему мертвых дельфинов в Анапе так много
В настоящее время, по словам гидрофизика, эксперта РАН Сергея Станичного, из танкера «Волгонефть-212», часть которого лежит на дне в южной части Керченского пролива, продолжает вытекать мазут.
Если в предыдущие дни ветер был восточный и северо-восточный, то начиная с понедельника, по словам ученого, направление его сменилось: он начал дуть с юго-запада, перенося уже вытекшее пятно мазута по акватории к новым прибрежным зонам. Так, 23 декабря региональный оперштаб МЧС сообщал о следах мазута в районе станицы пляжа Джемете в Краснодарском крае. Мониторинговые группы обнаружили топливо на всем протяжении пути от Лечебного пляжа рядом с Морвокзалом Анапы до пляжей вблизи станицы Благовещенской. Размер пятен варьируется от трех до 50 квадратных метров, говорится в сообщении.
– Мы фиксировали периодически вытекающие порции мазута при помощи космических снимков, начиная со дня аварии, – говорит Станичный. – И вот сегодня утром на снимках увидели новую, которой еще предстоит дойти до берега. С учетом изменения направления ветра сейчас это пятно, возможно, понесет к Тамани, к южной части Крымского моста.
Вытекший мазут достаточно плотный, и часть его прибивает ко дну, а часть фракций легко распространяется в толще воды и по поверхности моря в виде пленок. Со временем, из-за прогрева, то, что сейчас еще залегает на дне, может подняться и расширить объем загрязнения. Это как мина замедленного действия.
– С каких спутников вы получаете данные?
– В основном с западных: стоит им только пролететь над нашей территорией, – через несколько часов у нас уже есть возможность скачивать их снимки. Мы обрабатываем их и проводим моделирование дальнейшей ситуации.
– На вашей памяти были подобные катастрофы?
– В 2007 году 11 ноября почти в том самом месте аналогичный шторм привел к аналогичному исходу. Разрушившийся танкер «Волгонефть» стал тогда причиной сильнейшего загрязнения, большая часть которого пошла на Крым.
– Как долго разлившийся мазут может оставаться в акватории?
– Года два, я думаю, ситуация может периодически осложняться, особенно в летние месяцы года, когда тяжелая фракция будет размягчаться теплой водой и всплывать на поверхность.
Гидрофизик приводит пример судов, затонувших у берегов Севастополя в годы Великой Отечественной войны: от них периодически всплывали пятна топлива. Но самое «веселое», по его словам, случилось в Болгарии года 3-4 назад: там мазут начал подниматься на поверхности на месте судна, затонувшего в далеком 1910 году. Причиной стали проржавевшие емкости, в которых хранилось топливо.
Гидробиолог, профессор МГУ им. Ломоносова Александр Камнев считает, что на восстановление Керченского пролива после нынешней, декабрьской экологической катастрофы может уйти гораздо больше времени.
– Если говорить о пассивном процессе избавления от мазута, – здесь может понадобиться и больше двух лет, пока весь он не разбавится в воде до безопасной концентрации, – говорит доктор биологических наук. – Сейчас надо все имеющиеся силы бросить на сбор фракций, выброшенных к берегу.
– А что касается активного способа?
– Безусловно, есть бактерии, которые могут утилизировать нефтепродукты. Еще в 70-80 годы в МГУ был разработан сорбент на основе сине-зеленых водорослей. Этой темой занималась Татьяна Васильевна Коронелли. Есть и бактерии, поедающие мазут... Конечно, заселение ими пролива может дать и свой отрицательный эффект, но тут надо взвешивать риски, ведь можно сказать, что лучшие пляжи России на данный момент уничтожены.
Читайте также: «Курорт превращают в помойку»: в Крыму разгорелся скандал из-за утилизации мазута