«Вводят в транс»: психолог озвучил версию телефонного терроризма

«Нужен информационно-психологический ликбез»

Волна телефонного терроризма не прекращается, ее жертвами стали уже сотни человек. Последняя новация украинских центров информационно-психологических операций — организация серии поджогов банкоматов. Как бороться с этой проблемой, «МК» рассказал декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ, кандидат психологических наук Дмитрий Деулин

«Нужен информационно-психологический ликбез»

- Дмитрий Владимирович, как преступникам по телефону удается заставить людей идти на явно противоправные действия?

- К сожалению, за долгие годы телекоммуникационного общения не только с использованием обычного телефона, но и различных интернет-программ, произошло снижение внимательности и осторожности. А люди старшего поколения вообще телефон воспринимают очень серьезно, и всю информацию, которую получают через подобные источники, они «научены» принимать крайне ответственно.

Наверное, основной причиной является высокий уровень безопасности, к которому они привыкли в СССР. Ведь как не поверить человеку, который сказал «кодовые слова»: что он является «следователем», «оперуполномоченным», «представителем банка» или иных государственных органов. С точки зрения людей старшего поколения, с такими вещами не принято шутить. Это сейчас много разных «пранков» и других «удобоваримых» форм поведения, которые не были раньше приняты в обществе.

К тому же общение по телефону является в каком-то смысле «дефицитным», ведь информацию человек в большинстве случаев получает только через один канал – с помощью органов слуха. В свою очередь, это влияет на объективность, полноту и всесторонность при анализе получаемой информации.

Разговор по телефону может переводить человека в состояние транса. Поскольку, как я уже отметил, в таком взаимодействии имеется дефицит объективности, то внимание в большей степени направлено на образы, воспоминания, ощущения, грёзы, фантазии и т.д.

Можно предположить, что ощущение бессилия, беззащитности, беспомощности в таких случаях предопределяется и субъективными причинными - индивидуально-психологическими особенностями личности. В большей степени это самонадеянность, склонность недооценивать обстоятельства и неоправданно полагаться только на себя, игнорируя другие точки зрения; низкая критичность мышления, отсутствие способности анализировать информацию, делать объективные выводы, сомневаться и проверять доказательства, а также безоговорочное доверие ко всему; высокий уровень тревожности, чрезмерное беспокойство перед мнимыми и реальными угрозами и, наверное, в какой-то мере высокие финансовые притязания, амбиции, связанные прежде всего с получением материальных выгод, когда собеседник обещает какую-то награду, приз.

В целом, если опираться на сообщение по таким происшествиям из СМИ, то основными мотивами могут быть корысть и чувство страха. Кто-то хочет заработать денег или же сохранить имеющиеся. Кого-то напугали, и тот переживает под давлением малодушия и трусости. У каждого имеется своя психологическая ахиллесова пята.

- Какие-то психологические методики мошенники могут использовать?

- Есть еще одно важное обстоятельство, которое нельзя игнорировать. Несмотря на информированность населения, количество таких происшествий не сокращается. И это заставляет задуматься над тем, может ли иметь место какая-либо технология.

Возможно, созданы психологические инструменты удаленного внушения. Человека с помощью набора слов и стимулов вводят в измененное психическое состояние, а затем склоняют на совершение какого-либо действия. Например, подобные механизмы представлены в нейро-лингвистическом программировании, и жертве навязывают ту или иную идею, которая выгодна злоумышленникам.

Активно в условиях информационно-психологической войны применяется и социальная инженерия, которая направлена на психологическое манипулирование людьми с целью совершения ими определенных действий. Таким образом, манипуляция и внушение могут объяснять феномен совершения большего количества выраженных антиобщественных и противоправных деяний.

Жертва может даже не осознавать криминальный характер совершаемых действий, поскольку ей могут внушить, что она, наоборот, действует в целях предотвращения наступления более опасных последствий. И ее преступное поведение мошенниками всячески оправдывается.

Я думаю, уже накоплен огромный банк данных по таких случаям и необходимо изучить все это: психологический профиль жертв, характер и содержание «удаленных» бесед, способы совершения преступлений и др.

Не исключается и «симуляции» жертвенности тех лиц, которые совершают противоправные действия. Можно осознанно пойти на преступление, руководствуясь иными соображениями, а потом представить себя жертвой мошенников, надеясь на снисхождение.

В целом злоумышленники могут использовать следующие методы воздействия: установление доверительных отношений, психологического контакта; создание стрессовой ситуации, провокация чувства страха, тревожности, беспокойства; суггестивные технологии, то есть внушение, гипноз, методы социальной инженерии и др.

- Что можно посоветовать людям, которые стали объектом телефонной провокации?

- Я думаю, что многие люди начинают понимать, что они стали жертвами телефонной провокации, уже достаточно поздно. Но я уверен, что можно заниматься профилактикой таких случаев. Но это должно быть комплексное решение: социально-психологические, информационные, законотворческие и технические меры.

В первую очередь в целях профилактики использования методов социальной инженерии необходимо наращивать усилия в области информационно-психологического ликбеза, повышения компьютерной грамотности, развития критичности мышления, повышения осознанности и осмысленности телекоммуникационного общения.

Необходима массовая социальная реклама, направленная, прежде всего, на уязвимые категории граждан в информационном плане, в том числе людей преклонного возраста. Возможно, их родственникам или социальным службам необходимо проработать вопросы их информационной безопасности. Провести с ними разъяснительную беседу о мошенниках; ограничить услуги телефонной связи, например, установить спам-блокираторы вызовов и др. Надо повышать у них критичность мышления, бдительность в отношении незнакомых собеседников.

Блокировка полностью неизвестных номеров, которые не идентифицированы в списке контактов абонента, кажется избыточной мерой. Но вот для людей преклонного возраста или тех, кто страдает психическими расстройствами, такое решение будет оправданным. Ведь важно понимать, что большинство мошеннических операций совершается с использованием телефона жертвы. И пока нет гарантированного иного способа предотвращения такого «информационного терроризма», этот способ может быть очень эффективным.

Гражданам, которые все-таки вступают в беседу со злоумышленниками, необходимо помнить, что нужно избегать провокаций, длительных бесед, хвастаться тем, что «разоблачил» негодяев. Лучше всего выбирать тактику уклонения от общения с неизвестными людьми, помнить правило, что с неизвестных номеров в большинстве случаев звонят мошенники, и именно этой презумпцией руководствоваться, пока не будет доказано обратное.

Мы живем в условиях агрессивной информационно-психологической войны, и стало быть, необходимо создавать эффективные методы защиты от информационно-психологических атак.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру