Например, на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по математике в 2024 г. из 471 участника 187 представляли Москву и Подмосковье. Это говорит о том самом дисбалансе ресурсов и «перекачке» одаренных школьников на ранних этапах обучения.
Влияние на регионы
Проблема усугубляется тем, что регионы теряют значительную долю интеллектуального потенциала. Сегодня регионы вкладывают много сил и средств в инфраструктуру для комфортной работы и жизни молодых специалистов. Это важный фактор, но не всегда решающий.
Недостаток ресурсов, статусность регионального образования, исполнение федеральных поручений без учета региональной специфики – все это негативно сказывается на кадровом потенциале в субъектах РФ. Добавить сюда отсутствие централизованной политики по части приземления талантов – и мы получаем довольно тревожную картину. По данным Росстата за 2017–2023 гг., положительный миграционный прирост населения в возрасте 16–29 лет наблюдался только в 19 регионах.
Ретроспектива идей
Отдельно стоит сказать о популярных сейчас во всех сферах рейтингах регионов. Они выглядят как схватка гоночных болидов. Кто за год успел повысить тот или иной показатель – выпустить больше олимпиадников или сделать выше средний уровень по ЕГЭ, тот и получает приз. Но работа с талантами – это стратегия, а не гонка.
Планомерное развитие всех субъектов РФ – ключ к той самой двери с новыми возможностями. Только в этом случае столицы перестанут перетягивать четверть всех студентов к себе.
Еще в середине прошлого века академик Александр Андронов говорил о критической необходимости развития «провинциальных» образовательных центров. Уже тогда он, столичный ученый, переехавший в Горький, декларировал опасность интеллектуальной разбалансировки. И основу для прорыва также видел в людях.
«Та концентрация научных работников, которая имеется сейчас в Москве и Ленинграде, не оправдывается государственными соображениями, и важнейшей задачей должна стать работа по рассредоточению по всей стране науки и высшего образования, более равномерное распределение педагогических кадров между столичными и периферийными вузами», – писал Андронов еще в 1950 г.
Именно благодаря Андронову в Горьком 16 лет заведовал кафедрой будущий Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, а ученик Андронова Юрий Неймарк основал первый в СССР факультет ВМК. Все эти выдающиеся ученые, известные во всем мире, прежде всего работали на региональный рынок труда и образования.
Необходимость горизонтальных связей
Главный вопрос в данном контексте – как усилить роль регионов?
Сделать это невозможно без построения горизонтальных связей. Взаимодействие «регион-регион» должно стать прямым и естественным процессом.
Межвузовские кампусы могут стать драйверами такого сотрудничества между регионами. Например, Нижегородская область и Республика Саха (Якутия) заключили соглашение о сотрудничестве в кампусных проектах. Эти инициативы показывают, как несколько областей могут объединяться для совместного развития и обмена опытом.
Так, Нижегородская область готова делиться опытом создания ИТ-кампуса НЕЙМАРК и организации масштабных всероссийских мероприятий, которые помогают совместно отстаивать интересы «провинциальных» образовательных центров. Например, в этом году в Нижнем Новгороде в рамках конференции ЦИПР состоялся хакатон «Умный Кампус», объединивший 17 регионов страны. Совместными усилиями около 150 участников создавали прототипы инновационных цифровых решений для кампусов.
Для того чтобы система работала правильно, регион и образовательные учреждения должны работать в связке, делая акцент на сильные стороны не одного конкретного вуза, а нескольких. По такому принципу построена программа в нижегородском кампусе, которая реализуется в рамках нацпроекта «Наука и образование». В апреле этого года 11 образовательных учреждений подписали хартию проекта «Межвузовский ИТ-Кампус НЕЙМАРК» о сотрудничестве.
ИТ-кампус выделяется своей масштабной поддержкой не только со стороны региональных властей, но и со стороны крупных ИТ-компаний. Это помогает обеспечить устойчивое развитие, прозрачные карьерные возможности, а значит, и удержание талантов в регионе. В кампусе выстраивают взаимодействие с ведущими российскими и международными исследователями, создают научно-исследовательские лаборатории, организуют партнерство с крупными ИТ-компаниями, такими как СБЕР, Яндекс, ВК и Альфа-Банк.
«Кампус еще не построен, однако уже запускает образовательные программы, уже проводит олимпиады и интенсивы для школьников и студентов. К этому опыту стоит присмотреться нашим коллегам», – считает директор ИТ-кампуса НЕЙМАРК Валерий Черепенников.
Следующие шаги
Говорить о проблеме можно бесконечно. Однако ситуация далеко не безнадежна. И вот на чем стоит сосредоточить особое внимание.
- Поддержка региональных инициатив
Отличным примером является якутский конкурс «Моя профессия – ИТ», направленный на поиск и развитие талантов в самых отдаленных уголках страны. Или НЕЙМАРК. ИТ-Академия, которая собирает на свои тематические смены ребят со всей России и дружественных стран.
Такие проекты помогают привлекать внимание к региональным талантам и помогают развивать их на местном уровне. Пусть сейчас этот пример контр-трендовый, ведь основная масса подобных интеллектуальных соревнований направлена на отбор лучших и самых одаренных ребят для наиболее престижных столичных вузов. Но начать можно именно с поддержки подобных локальных инициатив, постепенно переходя к разработке комплексных мер.
- Бизнес-шефство ИТ-компаний над вузами
Это предложение высказал министр цифрового развития РФ Максут Шадаев, и именно такой подход было бы логично использовать в нестоличных регионах. Из отдаленных уголков страны дотянуться до центров принятия решений через прослойки филиалов и департаментов часто бывает задачей сложной, а то и невыполнимой. Окончательное воплощение эта идея нашла в словах Президента Владимира Путина: по итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) он поручил правительству в срок до 1 октября 2024 года представить предложения о поэтапном перемещении офисов госкомпаний из столицы в регионы.
- Вовлечение регионов в принятие решений
Люди «с земли» хорошо понимают специфику территорий, поэтому необходимо увеличение доли представителей нестоличных регионов в общественных советах при федеральных органах власти.
Сегодня из 64 членов Центральных предметно-методических комиссий ВсОШ по математике, информатике и физике – всего 14 человек представляют нестоличные регионы. Из 34 членов общественного совета при Министерстве просвещения РФ – всего 3 регионала, аналогичная ситуация с общественным советом при федеральном Министерстве образования.
Можно подумать и над организацией проведения выездных совещаний в регионах и создать системы поддержки местных инициатив. Увы, сейчас мы часто видим, как происходит отказ от собственных наработок и идей в пользу столичных.
Для преодоления дисбаланса в развитии образования между столицами и регионами требуется комплексный подход и долгосрочная стратегия. Поддержка талантов, развитие региональных образовательных центров и создание горизонтальных связей между регионами – ключевые шаги в этом направлении. Поэтому следующий шаг – за регионами.
«Учитывая текущие приоритеты нашего государства и курс на повсеместный суверенитет, аккумулировать научно-технический потенциал вокруг лишь столичных регионов больше не представляется возможным. Делать опять ставку на один-два субъекта – риск, который себя не оправдает. А поэтому кадры и точки их притяжения нужно равномерно распределять по стране», – отметил директор по развитию ИТ-кампуса НЕЙМАРК Илья Соколов.
Для сохранения и развития кадрового потенциала регионов самим субъектам РФ предстоит быть смелее и бороться за свои же умы посредством создания перспективных и интересных образовательных и карьерных проектов.
Фото: АНО «НЕЙМАРК»