Специалисты ФСБ выпустили памятку, в которой напомнили ключевые схемы разводов, которые применяют жулики в последнее время.
Для мошенников любой праздник — потенциальная возможность заработать больше, чем в обычные дни. Понятно почему: люди отвечают на телефонные звонки в ожидании поздравлений от родных и коллег, не подозревая подвоха. Особенно беспечными, если можно так выразиться, становятся люди старшего поколения и подростки.
Первые привыкли относиться к окружающим с открытой душой и выполнять требования официальных лиц — прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета. Вторых легко подловить на любви к компьютерным играм и желании стать популярными в соцсетях.
Сколько бы ни писали журналисты о способах обмана, сколько бы ни говорили корреспонденты по телевизору и блогеры в интернет-роликах, россияне по-прежнему отдают аферистам огромные суммы. По официально подтвержденным данным, речь идет о 10–15 миллиардах рублей каждый год с 2018-го по стране. Однако специалисты в области кибербезопасности уверенно заявляют: реальные потери наивных граждан выше примерно в десять раз. Просто «посчитать» их невозможно.
Почему так происходит? Кто-то из обманутых людей не обращается в полицию и в банк, считая, что потерянные деньги ему все равно не вернут. Но вообще-то обращаться надо немедленно: даже если средства не вернут, у силовиков появится еще одна деталь «пазла», которая, может быть, и приведет к мошенникам. Кто-то стесняется признать, что стал «лохом», отдав все деньги, накопленные на жизнь, да еще и набрав кредитов, за которые тоже надо будет расплачиваться. Люди старше 50 лет нередко получают от переживаний инсульты-инфаркты, впадают в депрессию и даже заканчивают жизнь самоубийством.
Однако человеческие трагедии совершенно не важны ни подлецам, играющим на другом конце провода судьбами людей, ни тем более их хозяевам из-за границы — организаторам преступного бизнеса, имеющим огромные доходы от своей криминальной деятельности. Точнее, от деятельности своих «рабов», обманывающих россиян из кол-центров, львиная доля которых расположена в соседней стране (сами-то выгодоприобретатели, естественно, никому не звонят).
И только мы сами можем и должны защитить и себя, и детей, и родителей, и бабушек-дедушек.
С последними сложнее всего. Рассказать старикам — и своим родным, и соседям — об опасности звонков с незнакомых номеров мы можем. Но доказать нашим дорогим людям, что отвечать надо только тем, кто записан в телефонной книжке мобильника, подчас бывает очень трудно.
— С родственниками нужно вести беседы, неоднократно предупреждать, проговаривая все возможные схемы ведения разговора, которые применяют мошенники, — рекомендуют профессионалы Федеральной службы безопасности. — Самое простое: включить функцию ответа телефона только на звонки, номера которых записаны в телефонную книжку. И что очень важно: в быстром доступе на картах у уязвимых граждан не должно быть крупных сумм.
Но вообще попасть на уловки мошенников может любой человек — будь то гражданин 25, 30 или 47 лет, особенно если он находится в стрессовой ситуации или, наоборот, отдыхает и не способен здесь и сейчас мыслить критически.
Внимательно отнеситесь к звонкам и сообщениям ваших родственников, друзей, знакомых, коллег, утверждающих, что они попали в беду и им срочно требуется крупная сумма. Помните, что аферисты нередко шантажируют собеседника — говорят, что в отношении граждан или их близких возбуждено уголовное дело, и требуют плату за его прекращение.
Положите трубку и позвоните им сами. Задайте вопросы, на которые могут знать ответ только они. Убедитесь, что вас не пытаются обмануть. Плюс к тому вы всегда можете обратиться на телефон доверия ФСБ или МВД и убедиться, что звонившее вам лицо не имеет отношения к правоохранительным органам.
С развитием технологий пришла еще одна беда. Жулики стали применять программы, способные создавать иллюзию любого голоса и видеоизображения. Участились случаи хищения денег с помощью подменных телефонных номеров, идентичных номерам телефонов ФСБ России.
Мошенники, представляющиеся сотрудниками правоохранительных органов, убеждают потенциальную жертву перевести деньги на «безопасный счет» или передать курьеру. Поводы для совершения этих нелепых действий бывают разными — от сохранения собственных сбережений до оказания помощи оперативным сотрудникам в поимке нечестных банковских сотрудников.
Указанные действия мошенники сопровождают демонстрацией через телефонные мессенджеры фотографий «служебных удостоверений», копий «приказов» и форменного обмундирования. Граждан убеждают соблюдать конфиденциальность, угрожая в противном случае привлечь их к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны.
— В этой связи информируем, что уведомление гражданина о привлечении в качестве подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу осуществляется исключительно в письменном виде и вручается лично, — подчеркивают эксперты. — Сотрудники ФСБ России никогда не используют мессенджеры для связи с гражданами, не присылают им копии и фотографии своих служебных удостоверений, ведомственных приказов и иных правовых актов. Не вступайте в диалог с неизвестными вам лицами. Берегите себя и своих близких.
ЭТИ СЛОВА, ВЫРАЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ В ТЕЛЕФОННОМ РАЗГОВОРЕ ЛЮБЯТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОШЕННИКИ
• «ФСБ»/«Федеральная служба безопасности»
• «МВД»/«Министерство внутренних дел»
• «Следственный комитет»
• «Представитель службы безопасности банка»
• «Единый расчетный счет Центрального банка России»
• «Единый лицевой счет»
• «Ваш гражданский долг»
• «Сообщите код из СМС/данные вашей карты/ паспорта/СНИЛС»
• «Вам нужно перевести деньги на безопасный счет»
• «Вам нужно срочно продать свое жилье»
• «Вам нужно срочно продать свою машину»
• «Нельзя никому разглашать то, о чем мы с вами говорили, — ни жене/мужу, ни друзьям, ни коллегам»
Если вы услышали вышеперечисленные слова от собеседника — положите трубку. За отказ от общения с неизвестными лицами в российском законодательстве не предусмотрено ни уголовной, ни административной ответственности. Более того — сообщать по телефону какие-либо сведения о себе вы не обязаны даже в случае реального форс-мажора: только при личной встрече в официальном учреждении и только под роспись.