Накануне крушение потерпели сразу два нефтеналивных танкера. У «Волгонефть 212» оторвало носовую часть. Моряки во время сильнейшего шторма оказались запертыми на корме судна. 12 человек удалось эвакуировать. Моторист Даниил Саблин, который также выполнял обязанности помощника механика в машинном отделении, к сожалению, погиб. Капитан танкера в тяжелом состоянии находится сейчас в реанимации.
Из-за разбушевавшейся непогоды запросил помощь также танкер «Волгонефть-239», который сел на мель в 80 метрах от порта Тамань. Все 14 человек экипажа были утром 16 декабря благополучно эвакуированы на берег.
На борту развалившегося танкера «Волгонефть 212» было около 4 тонн мазута. Какое количество нефтепродуктов попало в Черное море, выясняет сейчас рабочая группа, которая была создана по поручению президента. Специалисты начали проводить оценку ущерба экологии.
Но, как выяснилось, происшествия с судами этого проекта не редкость. 11 ноября 2007 года из-за сильнейшего ветра, который достигал 32 метров в секунду, и шестибалльного шторма, разломился пополам танкер «Волгонефть 139». Судно в это время находилось на рейдовой стоянке в районе косы Тузла.
Носовая часть танкера осталась стоять на якоре, а кормовая часть с членами экипажа ушла в дрейф, а потом села на мель. К счастью, никто из экипажа тогда не пострадал. В корпусе еще одного танкера — «Волгонефть-123» — была обнаружена трещина, но утечки нефти не произошло.
В 2007-м звучали те же вопросы, что и сейчас, почему речные танкеры, которые по своим техническим характеристикам не могли противостоять 6-7-балльным штормам, оказались с грузом в открытом море? Кого надо винить в крушении — диспетчерские службы, судовладельца или фрахтовщика?
— В 2007-м случилась серьезное экологическая катастрофа, тогда ведь затонуло пять судов, в том числе танкеры с нефтепродуктами и сухогрузы с серой, — говорит эколог Виктор Тарасенко. — Были и погибшие, и пропавшие без вести, произошла большая человеческая трагедия. В воду попало около 2 тысяч тонн мазута и около 6,8 тысячи тонн серы. Для ликвидаций последствий была образована правительственная комиссия.
Как говорит профессор, тяжелые углеводородные фракции мазута оседали на дно. Также мазут в больших количествах выбрасывало волнами на берег.
— Нефтепродуктами была загрязнена прибрежная полоса и на косе Тузла, и на косе Чушка. Попал мазут и во внутренние озера. Мы специально ездили туда, смотрели. Погибли птицы, завязшие в нефтепродуктах. (По оценкам администрации Краснодарского края, в районе Керченского пролива погибли 30 тысяч птиц. — Авт.)
К очистке береговой линии, как говорит Владимир Тарасенко, были привлечены специалисты МЧС, военные, пожарные.
— Пришлось в больших объемах собирать загрязненный грунт, водоросли. Потом эти тонны мазутно-песчаной смеси захоронили в одной из выработанных шахт. Какую-то часть переработали на специальных установках.
Как говорит профессор, пятна с нефтепродуктами на поверхности воды отслеживали из космоса.
— Работало специализированное судно, которое ликвидировало мазутные пятна. Использовались также специальные ограждения и порошки, которые переводили углеводороды нефтепродуктов в экологически нейтральные соединения. Была задействована специальная пушка, которая распыляла эти порошки на большие площади. Потом там все с помощью микроорганизмов перерабатывалось. Такие технологии есть. Но, конечно, все это стоит не дешево.
Как говорит профессор, были опасения, что мазут дойдет до берегов Крыма, но этого не случилось.
— Более уязвимо в данном случае Азовское море. Оно мелкое. Если туда сейчас попадут нефтепродукты, это будет большим ударом по экосистеме. Пострадает и рыба, и водоплавающие птицы, и водоросли, и донные организмы.
Как сообщил глава Минприроды РФ Александр Козлов, после крушения танкеров «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», часть мазута осталась внутри корпуса судов. Водолазы сейчас обследуют танкеры, после чего будет дано заключение. В общей сложности танкеры перевозили около 9,2 тысячи тонн мазута. По данным правительства РФ, вылившийся в море мазут, дрейфует к побережью на участке от мыса Панагия до косы Тузла.
— Сейчас надо в срочном порядке организовать мониторинг, локализовать пятна с мазутом с помощью специальных ограждений, — говорит эколог Виктор Тарасенко. — А для их ликвидации использовать порошки, адсорбенты.
Читайте также: «Там все сгнило»: моряки рассказали о возможных причинах катастрофы в Керченском проливе»