- Андрей Евгеньевич, не секрет, что сегодня финансы управляют мыслью, духовностью и СМИ, которые стали чересчур свободными. Если газета нерентабельна, то сокращайся, долой с рынка. Многие издания в России не выдержали этих новых условий. А какова роль государства в развитии и поддержке СМИ в Белоруссии?
- Если говорить про соотношение, то у нас в республике частных изданий больше, чем государственных. Но если брать их аудитории, то государственные СМИ превалируют как среди традиционных, так и среди новых цифровых. В особенности это касается информагентств общереспубликанских, региональных и новых медиа.
У нас есть несколько значимых решений, в том числе на уровне президента РБ, которые позволяют именно национальным СМИ держаться на плаву, быть авторитетными, решать проблемы граждан и производить качественный информационный продукт. С одной стороны, это серьезные субсидии, которыми пользуются как крупные телерадиовещатели, так и небольшие региональные СМИ. С другой – это обновленный президентский указ об обязательном реагировании на критические и проблемные репортажи или замечания в СМИ. Указ действовал с 1997 года, стимулируя государственные издания быть оперативным и эффективным каналом связи между чиновниками, властью и гражданами. Механизм таков, что любая проблема, которая заявляется в государственных СМИ, находит, так или иначе, свое решение. Это выгодно отличает их от новых медиа ресурсов и блогосферы в части доверия и интереса подавляющего числа граждан.
- Сберечь правдивое слово в эпоху цифровизации - задача не из легких. Сейчас именно традиционные печатные СМИ являются смысловой крепостью, фильтром, сдерживающим и процеживающим мутный цифровой поток. Не вытеснят ли электронные СМИ традиционные печатные?
- По сути, здоровая цифровизация на белорусском медиа рынке уже произошла, не в ущерб печатному слову. На это понадобилось три года, и процесс был достаточно болезненный. Речь про создание холдингов, объединяющих несколько региональных редакций на базе областных или крупных городских. И, пожалуй, не осталось ни одного издания, которое бы присутствовало только на печатной бумаге. Все редакции стали кросс-медийными, завели аккаунты в соцсетях, а некоторые делают весьма успешно мультимедийный контент для видеохостингов. Не секрет, что наше старшее поколение, мастера слова, консервативны и для них поначалу одновременно работать и на газету, и на портал, и на соцсети было достаточно тяжелым испытанием. В абсолютном большинстве наши редакции с этой задачей справились.
- Появится ли статус «союзного журналиста»?
- Сейчас как раз ведется работа в этом направлении с нашими коллегами из Союза журналистов России. Мы идем пошагово и от жизни, столкнувшись с серьезной проблемой получения аккредитации для профессиональных журналистов из России на территории Республики Беларусь и наоборот. Но здесь не все во власти журналистского сообщества, поскольку очень многие и российские, и белорусские корпорации, и ведомства, и министерства, и предприятия устанавливают свои регламенты получения аккредитации для журналистов, где первой строчкой идет гражданство. К сожалению, у мастеров пера наших стран возникают те же сложности при аккредитации, что и у иностранцев. И важный нюанс - проработать вопросы совместной защиты прав и интересов, а также безопасности наших журналистов на территории третьих государств.
- По обе стороны границ ждут появления союзного медиахолдинга. Он может стать одним из опорных элементов объединения нашего инфопространства, тем испытательным полигоном, где перевернется вся организация российско-белорусских СМИ в современных условиях, укрепится голос Союзного государства в мире. И конечно, важно, чтобы эта реорганизация не превратилась в формальный ребрендинг, ограничившись сменой «вывески». Как сделать конструктивный шаг вперед, чтобы не топтаться на месте?
- Чтобы быть эффективным, наш медиахолдинг должен иметь не только продюсерский центр, который исключительно закупает телевизионный контент, но и полноценную редакцию, которая будет его производить. Для этого необходимы свои студии, журналисты, операторы, ведущие, продюсеры. И надо отметить, что в этом концептуальном вопросе уже есть положительные сдвиги. Создание контента в 24-часовом эфирном вещании дело непростое и дорогое, поэтому нет иллюзий, что сразу «с колес» холдинг начнет закрывать всю эфирную сетку собственным информационным продуктом.
Существуют и определенные проблемы. Допустим, часть международных цифровых площадок в РФ запрещена, находится под блокировкой, а в Беларуси можно их свободно развивать (например, TikTok, YouTube), а в России более популярна соцсеть «ВКонтакте». В нашем союзном пространстве пока нет единого подхода к работе на таких цифровых платформах. И понятно, что медиахолдингу будет тяжелее по ряду позиций, чем общефедеральным или нашим республиканским вещателям. Поэтому журналистские сообщества наших стран, в том числе через Союзы журналистов, есть такая договоренность, будут помогать медиахолдингу. А задача руководства холдинга - сформировать функциональную команду, привлекая лучшие журналистские кадры и, кстати, ярких российско-белорусских блогеров. У нашего общего телеканала "БелРос" определенные наработки в этом смысле есть, и ряд известных блогеров ведут авторские проекты.
- Поговорим о блогосфере. На недавнем медиафоруме в Минске журналисты из России, Беларуси и некоторых стран СНГ сошлись во мнении, что блогеры и журналисты должны друг у друга учиться. Но ведь блогосфера – это самодеятельность в чистом виде, там нет системы. Блогеры двигаются на ощупь, методом «тыка». Не кажется ли вам, что журналистика должна быть на два шага впереди и в технологическом смысле, и в части оперативности?
- Не согласен с самой постановкой вопроса. Блогосфера уже давно не самодеятельность, и, пока мы не поймем, что эта система - структурированный сегмент медиарынка, мы не сможем с ними эффективно взаимодействовать. Уже давно за самыми раскрученными блогерами стоят команды продюсерские, которые насчитывают порой полсотни человек. Это и специалисты по медиаметрии (улавливают изменения нашей аудитории в ее предпочтениях), операторский штаб и команды SMM, которые продвигают блогерский контент. Блогер, которого мы видим на любом умном экране, - это лишь вершина айсберга, за которым стоит команда, которая в точности повторяет редакцию, а иногда и превосходит ее.
- А кем все-таки блогосфера управляется?
- Заказчиками контента - большими медийными компаниями, НКО, чаще всего это медиаподобные структуры, которых мы называем «соросята». На этом поле активно работают западные спецслужбы с целью повлиять на сознание нашей аудитории. Но и второй неправильный посыл, что блогер - это самоучка. Мы с коллегами из Казахстана проводили экспертно-социологический мониторинг популярных анонимных блогеров. И вы удивитесь, больше половины из них - это наши коллеги, профессиональные журналисты, которые обижены государством, прежним нанимателем (редакцией), а некоторые просто захотели уйти на вольные хлеба, отрабатывая инфо заказ тех самых НКО.
- Но ведь журналистика - это профессия с вековыми традициями, этикой. Повара, который не отличает свинину от говядины или кролика от кошки, мы не пустим к котлу. От этого зависит физическое здоровье людей. А от человека, взявшего на себя право формировать мировоззрение общества, зависит жизнь духовная. И 100 тысяч подписчиков у подонка опаснее «Орешника».
- С этим согласен. У президента Беларуси есть замечательная фраза, что в наши дни СМИ - оружие, пострашнее ядерного. Да, такой неконтролируемый рост деструктивной блогосферы - это страшная вещь. Но в этом же пространстве есть индивидуальные производители полезного контента: история, туризм, культура и прочее. Их смотрят миллионы людей. И многие наши региональные журналисты уже работают в формате видеоблога.
- Если коротко, то, на мой взгляд, блогер – это нередко лицо с пониженной речевой и смысловой ответственностью. Ведь журналист, который учится у блогера, будет всегда плестись в хвосте, потому что он не посмеет переступить ту черту, которую с легкостью перешагнет блогер. И фундаментальные основы у журналистики и блогосферы разные. Они не могут слиться по определению. Конвергенция здесь невозможна в принципе.
- А вот мы в Беларуси рискнули. Мининформ и наш союз журналистов провели первый форум блогеров, и он удался. На одной площадке блогеры и журналисты создали новые совместные радиопроекты, в том числе стримовые. Блогеры поделились с нами приемами продвижения контента в новых цифровых средах, а мы - операторской методикой.
К слову, талантливые авторы-блогеры имеют возможность стать членами Белорусского союза журналистов. С параллельным инфопотоком - блогосферой - надо системно работать, искать взаимно интересные форматы. Для «автора с улицы» также важно ощущение причастности к общему делу, ощущение смысла его работы, и необходимо формировать конструктивный блогерский актив, в том числе союзного формата.
- То есть современная теория и практика журналистики идет на уровне открытия, которые быстро не свершаются. Получается, у нас пока нет готовых рецептов, чтобы обуздать цифровое цунами?
- У нас их никогда и не было. Но и белорусские, и российские журналисты вынуждены быстро переформатировать свою работу. Западные редакции, китайские, этот путь проходили поступательно на протяжении десятков лет. Мы просто на определенном этапе стали чересчур консервативными, и нам пришлось теперь наверстывать эту цифровую революцию. И главное, что мы не знаем, какой следующий носитель контента будет основным. Сейчас это смартфон, а что будет после него?
- Запад умело пользуется ключами от сетевой сферы в своей практической, пропагандистской и подрывной работе. И получается, что надо менять не плохих блогеров на хороших, а подход государства, общества, социальной науки, профессионального сообщества, факультетов журналистики к этой проблеме и в целом явлению. Ведется ли такой совместный поиск с российскими коллегами?
- У нас здесь полное согласие, мы привлекаем наших ученых, социологов, айтишников: Парк высоких технологий в Беларуси, в России - Сколково, чтобы понять, как изменится цифровая журналистика в новой реальности. Нейросети уже ее изменили и в будущем изменят еще больше. Откройте современную газету: там коллажи, инфографика уже на 90% заказывается на цифровых и графических платформах на основе нейросетей. Медиапланы верстаются с их помощью. Но в чем вы правы, мы действительно не знаем, куда этот прогресс завернет через 5-10 лет. И, поверьте, даже сами западные «погонщики» нейросетей затрудняются с ответом.
Технологические вызовы подвигли журналистское сообщество из различных стран активнее развивать крупнейшую в истории человечества медиаплатформу «Один пояс - один путь», которую в этом году возглавил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. Она объединяет представителей из Африки, Латинской Америки, Китая, Азии и Европы. И в формате этой площадки мы уже заявили общую инициативу защиты наших журналистов во всем мире, а также обсуждали, куда ведут современную журналистику нейросети.
Белорусское законодательство будет догонять российское в части регулирования блогосферы, я не говорю про ужесточение. Речь про то, что мы будем уходить от мнимой анонимности. Ведь для самих цифровых платформ ее не существует, они прекрасно знают, с каких IP адресов растут виртуальные ноги. А государство не знает, опаздывая за цифровыми гигантами.
Что касается системы образования, надо отдавать себе отчет, что она еще более консервативна, чем традиционная журналистика. И вы правильно заметили, что на факультете журналистики БГУ учатся в основном девушки. Молодые люди увлечены современными технологиями, их больше привлекает сфера коммуникаций. Однако на уровне авторской, политической, журналистики конфликта мы этот гендерный баланс выравниваем, но в этих жанрах сложно встретить человека с профильным журналистским образованием.
- К сожалению, до сих пор на официальном сленге не только журналисты (при получении аккредитации), но и простые белорусы и россияне остаются друг для друга «иностранцами». Под это еще с ельцинских времен заточено законодательство обеих стран, и в различных учреждениях России и Беларуси права наших граждан зачастую зависят от термина «иностранец». Но ведь обеспечение равных прав граждан Союзного государства является приоритетом, как неоднократно подчеркивали президенты наших стран.
- Александр Лукашенко, как председатель Высшего госсовета Союзного государства, поставил задачи Постоянному комитету и Парламентскому собранию Союза Беларуси и России решить эти проблемы. Чтобы все эти якобы мелкие препоны, досмотры в аэропорту, роуминг, социальные гарантии, медицина и другие бюрократические проволочки, связанные с обеспечением равенства прав граждан Союзного государства, были решены.
К слову, в пользующихся популярностью у россиян белорусских санаториях мы ценовую проблему почти преодолели и пошагово все эти перекосы исправляем. Здесь надо быть последовательными. И, главное, все это должно быть на паритетной основе с Российской Федерацией. А чтобы не звучало слово «иностранец» в канцеляриях, нужно гармонизировать наши законы согласно тому, что прописано в союзных документах.
Как люди отнесутся к такому статусу как «гражданин союзного государства»? Думаю, интересно было бы провести социсследование. И здесь первоочередная задача наших журналистов - продвигать бренд Союзного государства, доказывать и показывать, что оно дает безусловные преимущества и россиянам, и белорусам. Есть, конечно, и вопрос к российским крупным вещателям, общефедеральным. Может быть, в формате редакционной политики как-то немножко подвинуться от критической, яркой, острой, проблемной журналистики, но и чуть-чуть наращивать контент, который показывает преимущества и достижения Союзного государства.
Беларусь, Минск