По словам родителей, задание про Муму было задано 6 декабря на дом ученикам лобненского лицея их преподавательницей русского языка и литературы Арувхан Вазировной. После чего взорвались возмущением сначала родительский чат лицеистов-пятиклассников, а потом и соцсети. Родители, не увидевшие в «домашке» по литературе ничего плохого, тоже есть, но их меньшинство. Так, один из отцов приводит оригинал текста, написанного учительницей: «Представь, что ты Муму. Расскажи, как проходит твой день, что и как ты обычно делаешь, как относишься к своему хозяину, что тебе нравится, что нет, о чем ты мечтаешь?». Но недовольных заданием Арувхан Вазировны мам и пап не остановить: некоторые даже обвинили словесницу в том, что она… квадроберша! А некоторые усмотрели причину «такого» отношения к детям и Тургеневу в имени русской словесницы. На что адекватные родители напоминают, что у их словесницы без малого 20 лет педагогического стажа, а филологическое образование получено в Карачаево-Черкесском госуниверситете, то есть в России.
- Прежде чем судить учителя и выносить собственные вердикты, родителям следует хотя бы из вежливости ознакомиться с программой, с концепцией преподавания литературы и с самим Тургеневым, - говорит одна из лицейских мам, сама преподающая в школе, только в другой.
И это замечание совсем не лишнее! Судя по дискуссии в пабликах, одни родители сегодняшних пятиклассников не в курсе драмы Муму вовсе, другие уверены, что «Тургенев пишет от лица зверей». Зато узнав из чата же, что Муму в финале, по выражению заботливых родителей, «утопла», одна из сердобольных мамочек так расчувствовалась, что перешла на сторону «зла» в лице Арувхан Вазировны со словами: «Собачку жаль, она права, детям надо прививать любовь к животным».
Историю превращения лобненских лицеистов «в Муму» признали показательной даже преподаватели ведущих филологических факультетов. С той разницей, что, в отличие от родителей, они нашли в ней, по их собственному выражению, «бездну сатиры».
- Хотя если бы я преподавал не в вузе, а в школе, то сейчас бы плакал, а не смеялся, - признает Михаил Александрович, преподаватель кафедры русской литературы одного из столичных вузов. – Видимо, начинать Муму-ликбез следует с родителей. А то они смотрят сквозь пальцы на то, как их дети бегают на карачках и лакают из миски, но не понимают, зачем педагог просит представить себя беспомощным животным. Хотя в данном случае эта странная четвероногая мода вообще ни при чем, преподаватель применила разрешенный педагогический прием.
Коллеги Арувхан Вазировны из других школ солидарны, что у многих из них не получается донести до родителей главную проблему их детей. Это потеря интереса к обучению, неумение сотрудничать, слушать собеседника и излагать свои мысли.
- Конечно, тут виноват и Интернет, ведь знания и впечатления из него поступают в голову школьника намного быстрее и проще, чем русская литература из объяснений учителя, - говорит Татьяна Аркадьевна, словесник из другого подмосковного лицея. – Но свою лепту вносит и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и ограниченные возможности для творческой самореализации. Поэтому школьным словесникам дали на вооружение так называемые сингапурские структуры - это, если простым языком, ролевые игры, упрощающие понимание.
Есть в пособии и пример для словесников, как раз по «Муму». Если дети не проявляют понимания и узнавания на традиционное задание «О чём вам говорит поступок Герасима?» (А) он покорился воле барыни; б) он сопротивляется её самодурству; в) он не может ослушаться барыни, но и не может ей покориться»), педагог может перейти к «игровым методам, позволяющим ученикам увидеть ситуацию глазами более близкого им персонажа». Что, собственно, и сделала креативная лобненская учительница.