«Пробил гол»
Начнем с самой популярной игры.
В биографии отечественного футбола на раннем этапе его советского периода, оказывается, были эпизоды, связанные с нашей газетой. Вернее, с ее столь знакомым всем названием.
«Сегодня на поле «Красной Пресни» состоится футбольный матч «Красная Пресня» — МСФК. Весь чистый сбор от матча пойдет на гидроплан «Московский комсомолец». («Молодой ленинец», 24 сентября 1925 г.)
Стадион, располагавшийся неподалеку от нынешней редакции «МК», в 1920-е был чуть ли не главной спортивной ареной столицы. Здесь проходили матчи даже с футбольными командами из других регионов. Репортажи о некоторых из них публиковала московская молодежка. Правда, стиль изложения, а также некоторые использовавшиеся во времена наших дедушек-прадедушек термины и словесные обороты могут вызвать у современных читателей недоумение.
«27 сентября состоялась годовщина открытия стадиона Красной Пресни. (В программе) выступление футбольной команды из Ленинграда, бывшей «Спорт», и «Красной Пресни».
Быстрый темп игры сразу захватывает. Вот пресненцы взяли мяч и быстро повели, но через несколько секунд мяч вырывается. В быстром темпе ведется первая половина игры. Как и следовало ожидать, результат первой половины 0:0. Игра возобновляется, и через несколько минут правый край Пресни сильным «шутом» посылает мяч в сетку ленинградских ворот. Но вот ленинградцы подвели игру к воротам Пресни. Кипер выбегает, но мяч тихо прокатывается в угол. Результат сравнялся. Публика волнуется. Несколько хороших моментов не используются ни Пресней, ни Ленинградом. Игра кончается вничью со счетом 1:1». («МЛ», 29 сентября 1925 г.)
Время от времени московские «мастера кожаного мяча» соперничали с коллегами из Северной столицы.
«В воскресенье, 15 сентября, в Ленинграде на стадионе им. В.И.Ленина состоялся традиционный матч между первыми командами Москвы и Ленинграда. Матч закончился со счетом 3:1 в пользу Ленинграда... На матче присутствовало 15 000 зрителей». («МК», 17 сентября 1929 г.)
Позднее на стадионах столицы ежегодно проходили футбольные турниры.
«Вчера на московском стадионе «Динамо» состоялся очередной матч на первенство СССР по футболу. На зеленом поле встретились футболисты ЦДКА и ленинградской команды «Зенит». Счет открыл на 26-й мин. нападающий ЦДКА Капелькин. Ловко обведя защитников «Зенита», он точным ударом пробил гол. Душа команды ЦДКА — заслуженный мастер спорта Г.Федотов — не смог в первом тайме показать свою силу, ибо его цепко сторожили защитники «Зенита» Лебедев и Зябликов. Однако превосходство футболистов ЦДКА было очевидно. Вскоре молодой игрок Николаев забивает в ворота «Зенита» второй гол… Второй тайм прошел при непрерывном дожде, поэтому игра потеряла всю остроту. Футболисты ЦДКА сумели забить в ворота гостей еще один мяч и победителями покинули поле». («МК», 1 сентября 1940 г.)
В Белокаменной прошла даже международная встреча. В «Московском комсомольце» поместили репортаж футбольном матче РСФСР — Австрия:
«Уже к 14 ч. трамваи, автобусы, такси и извозчики переполнены. Сплошной волной люди идут по обеим сторонам Тверской и Ленинградского шоссе к стадиону «Динамо». К 15 ч. вокруг громадного стадиона образовалось сплошное непроходимое кольцо. Конная и пешая милиция с трудом справлялась с напором публики, стремящейся попасть на стадион. У касс — полукилометровый хвост…
С первых минут игра становится оживленной. Хорошее нападение австрийцев создало несколько опасных моментов у ворот РСФСР. На 23-й мин. резким угловым ударом Н.Старостин забивает первый мяч в ворота Австрии. …К концу первой половины игры Старостин забивает второй мяч... Матч закончился со счетом 3:1 в пользу РСФСР». («МК», 1 октября 1929 г.)
Через два месяца после этого в любимой многими москвичами игре случился настоящий технический переворот.
«Футбольный матч при электрическом освещении. Очередной футбольный матч, состоявшийся на московском стадионе «Динамо», происходил в не совсем обычной обстановке. Футболисты вышли на поле в 7 час. 30 мин. вечера, когда уже спустилась ночная мгла. Читатель вправе спросить: как ночью мог состояться футбольный матч? Для ответа на этот вопрос предоставим слово профессору С.О.Майзелю.
— Наш Всесоюзный электротехнический институт разработал специальную световую установку, которая позволяет проводить на стадионе «Динамо» спортивные состязания вечерами, ночью. По бокам стадиона установлены четыре 37-метровые вышки. На каждой из них размещено по 40 прожекторов мощностью 1000 Вт каждый... При таком освещении на стадионе можно не только играть в футбол, но свободно читать и писать». («МК», 3 ноября 1940 г.)
Интересно, что с началом войны спортивная (в том числе и футбольная) Москва еще какое-то время продолжала свое прежнее существование. На протяжении нескольких недель, пока фронт находился далеко на западе, состязания и матчи проходили достаточно интенсивно.
«Спортивная жизнь в Москве не замирает... Работают стадионы и водные станции — молодежь играет в футбол, бегает кроссы… Особенно оживленно на стадионах по воскресным дням. Тысячи любителей спорта собираются на трибунах, чтобы посмотреть мастерство лучших физкультурников страны. Характерная деталь: когда в 2 ч. дня радио передает очередное сообщение Советского Информбюро, спортивная жизнь на несколько минут прекращается: зрители и физкультурники слушают вести с фронта, а затем все идет своим чередом».
«3 августа… на стадионе ЦДКА в Сокольниках начался розыгрыш первенства Москвы по легкой атлетике... В 4 ч. дня на футбольное поле вышли команды «Спартак» и «Торпедо». Выиграв со счетом 2:1, «Торпедо» вышло в полуфинал Кубка Москвы...» («МК», 6 августа 1941 г.)
Ближе к осени 1941-го, конечно, такой спортивный досуг по понятным причинам сошел на нет.
Послевоенный всплеск популярности футбола во многом связан с успехами советских спортсменов во время их первых заграничных турне.
«На стадионе «Стамфорд-Бридж», который в обычное время вмещает 60 000 зрителей, уже за час до матча между советской командой «Динамо» и английской командой «Челси» собралось около 70 000 человек. Люди сидели около самой линии поля, на крышах трибун, чтобы посмотреть игру первой советской футбольной команды, прибывшей в Англию. И они не разочаровались. …Счетом 3:3 заканчивается один из красивейших и напряженнейших международных матчей, которые когда-либо видели в Англии». («МК», 25 ноября 1945 г.)
«По мнению спортивного обозревателя газеты «Стар», не может быть сомнений насчет того, что только самые лучшие английские команды могут состязаться с «Динамо». …Бывший форвард команды «Арсенал» Чарльз Бьюкен пишет в «Ньюс кроникл»: «В русской команде нет ни одного игрока, который не украсил бы любую английскую первоклассную команду». («МК», 27 ноября 1945 г.)
В газете столичных комсомольцев публиковали не только фанфарные репортажи, посвященные футболу. Иногда появлялись заметки с критикой и даже описанием «криминальных» ситуаций в «виде спорта №1».
«Велика роль советского судьи по спорту. Судья должен быть честен и объективен. Но, как говорит пословица, «в семье не без урода». Судья всесоюзной категории Архипов, проводивший встречу между «Динамо» и «Локомотивом», к сожалению, оправдывает эту пословицу. Архипов провел матч безответственно. Он «не заметил», как динамовцы забили гол. Боковой судья Мохов после игры заявил, что видел отчетливо, как мяч пересек линию ворот, но не хотел «подводить» Архипова и поэтому не дал отмашку». («МК», 27 октября 1949 г.)
Беговые коньки и скрипка Страдивари
Теперь немного о хоккее из далекого прошлого.
Едва ли не самое раннее упоминание о проведенных ледовых сражениях встречается в номере нашей газеты 100-летней давности.
«4 января на поле «Сахарников» состоялись соревнования (по хоккею) между командами «Сахарники» и «Красным Лучом». Ввиду непостоянной погоды каток оказался совершенно непригодным для игры. Лед был непригоден совершенно, местами выступала земля, почти везде были выбоины. К тому же поле было не размечено. Игра первых команд окончилась на первом же хавтайме из-за невозможного состояния льда. Результат игры 3:0 в пользу «Сахарников». («Молодой ленинец», 7 января 1925 г.)
А вот свидетельства об одном из «доисторических» матчей между советским и канадским хоккейными клубами.
«Вчера на безукоризненно отполированном льду Дворца спорта мы увидели хоккеистов с эмблемой кленового листа. Познать в первом знакомстве стиль и манеру игры «темной лошадки» канадского хоккея (так нередко называют «Трейл Смоук Итерс») было суждено «Крыльям Советов». …На девятой минуте канадские «любители дыма» открыли счет. А в начале второго периода удвоили его. Тут же Грошев с пятачка забросил ответную шайбу. К концу периода вторую шайбу проводит Халаичев. Третий период. Первые минуты. Шайбу эффектным броском забрасывает защитник Данилов. Через 2 минуты из очень трудного положения один из лучших в этом матче канадских нападающих Слай забивает последнюю, третью шайбу субботнего матча. Что показали канадцы? У них нет игроков экстра-класса в нападении, зато гораздо надежнее защита и просто великолепный вратарь Мартин… «Крылья Советов» показали довольно однотонную игру. Наши мастера еще очень плохо умеют использовать численное преимущество. Даже играя впятером против троих полевых игроков, не смогли забросить шайбу». («МК», 13 февраля 1961 г.)
Заниматься в Союзе игрой с шайбой когда-то было очень непросто из-за чисто материальных трудностей. Впрочем, как и некоторыми другими видами спорта.
«О проблемах с инвентарем. Московские физкультурники получили в нынешнем году всего 63 пары легкоатлетической обуви, да и то недоброкачественной. А клюшка? Купить ее невозможно. А если удается купить, то оказывается качество такой клюшки весьма невысокое. Спортивные коллективы предпочитают мастерить клюшки кустарным способом. Привозят… обыкновенные конские дуги, пилят на крючки! Стоимость такой клюшки обходится в 200 и более рублей. …Хорошие беговые коньки, пожалуй, такая же редкость, как скрипка Страдивари! Мастера спорта могут найти себе коньки только в комиссионных магазинах или у частных лиц за 3500–5000 рублей». («МК», 14 ноября 1946 г.)
Встречаются на страницах старых номеров молодежки упоминания о соревнованиях по другим видам спорта.
«Бюро физкультуры МГСПС открыло запись команд для участия в розыгрыше первенства Москвы по пинг-понгу… Соревнующиеся обязаны пройти медицинский осмотр и играть обязательно в спортивных рубашках и в помещениях с хорошей вентиляцией». («МК», 28 сентября 1929 г.)
«Матчи бокса Ленинград — Москва закончились победой Ленинграда с преимуществом в 1 очко. Лучший средневес СССР Вертков с большим трудом добился победы над полусредневесом Можаровым. Москвич Казьмин («Муха»), несмотря на преимущество своего противника в весе, нокаутировал его в 3-м раунде. …Всего выступало 12 пар.
В тот же день москвичами-тяжелоатлетами Спарре и Голубевым были поставлены 2 новых рекорда СССР по поднятию тяжестей. В легком весе Голубев выжал двумя руками 94,2 кило. В полутяжелом — Спарре в рывке левой рукой поставил 84 кило». («МК», 1 января 1930 г.)
«На днях на стадионе строителей впервые в СССР демонстрировалась чрезвычайно популярная на Западе игра керлинг. Керлинг несколько напоминает игру в кегли, но любопытна тем, что проводится на льду». («МК», 4 января 1930 г.)
«Горький, 21 июля. Член спортивного общества «Водник» техник-метеоролог Тамара Панфилова вчера совершила проплыв на 60 км. Стартовав за Городищем в 7 ч. утра, она проплыла по Волге 60 км за 11 ч. 37 мин. 7,1 сек. и финишировала в Горьком. Свой проплыв Тамара Панфилова посвятила Всесоюзному дню физкультурника». («МК», 23 июля 1946 г.)
В довоенные годы, отличавшиеся активной милитаризацией граждан, спортивные состязания приобретали порой весьма оригинальный по нынешним временам вид.
«Закончились лично-командные соревнования гранатометчиков «Спартака». В соревнованиях участвовало свыше 3500 человек. Мужчины и женщины состязались в комплексном гранатометании. Они должны были метнуть гранату в окно, в окоп с колена и сделать бросок на дальность по коридору. …Среди артелей первенство выиграла мужская команда Котлотопстроя. У женщин победительницей вышла команда гранатометчиц художественного училища им. Калинина». («МК», 21 ноября 1940 г.)
В номере за 3 декабря 1940-го газета сообщила о состоявшихся соревнованиях первенства СССР по фехтованию. В программе: фехтование на рапирах, шпагах, эспадронах. А еще — на штыках. Столь полезные для армии навыки пользовались немалой популярностью у спортсменов. Такой вывод позволяет сделать еще одна заметка, опубликованная в газете за полтора месяца до начала войны.
«Значительно увеличивается выпуск инвентаря для проведения занятий по фехтованию. Будет изготовлено в 1941 г. 18 000 фехтовальных винтовок, 50 000 эластичных штыков, 15 000 эспадронов, 5000 рапир… 7000 металлических масок». («МК», 9 мая 1941 г.)
А ровно за месяц до начала Великой Отечественной газета сообщила читателям о вновь введенных правилах награждения спортсменов. Правда, применить их на практике по горячим следам вряд ли удалось.
«Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта утвердил новое положение о порядке награждений за спортивные достижения спортсменов и коллективов физкультуры… Спортсменам-победителям в розыгрышах личных первенств СССР присваивается звание чемпиона текущего года по данному виду спорта. Победители награждаются красной майкой или свитером чемпиона, нагрудным знаком с Гербом СССР, дипломом 1-й степени и жетоном Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта. …Награждение денежными премиями будет допускаться только с разрешения или по приказу Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта за особо выдающиеся достижения». («МК», 21 мая 1941 г.)