Выступая на президентском Совете, вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассудил, откуда берутся репетиторы. Мол, они «уходят из учителей и становятся самозанятыми». Эту проблему, по мнению замглавы правительства, можно решить повышением качества образования.
- Мы планируем заменить (репетиторство) бесплатными услугами, повышая качество образования учеников, для того чтобы они сдавали ЕГЭ без необходимости привлечения платных специалистов, – сообщил Чернышенко.
Кроме того, что репетиторы призваны стать бесплатными, известно, что на помощь ученикам придут дополнительные занятия от лучших учителей страны, курсы от региональных методистов, преподавателей вузов, занятия с наставниками — победителями и призерами олимпиад» и др. А также будут задействованы «материалы с электронных образовательных платформ».
Репетиторы – больная тема для родителей школьники. Их нанимают для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а теперь еще к профильным классам в старшей школе. Для лучшего усвоения знаний - тоже, особенно по математике, физике и иностранным языкам. И просто для того, чтобы контролировать уроки, особенно цифровые домашние задания – многим родителям проще заплатить, чем сидеть часами напролет вместе с ребенком над «домашкой». Насущный «репетиторский вопрос» способен облегчить кошелек родителя любого школьника на 30-150 тысяч в месяц.
Говоря об образовании в одном из своих выступлений, Владимир Путин упомянул дорогостоящих репетиторов. И школьную программу в целом, которую стоит подвести к такому уровню, дабы в платных помощниках в учебе дети и их семьи не нуждались.
- Почему учителя уходят в репетиторы, и так всякому известно, – говорит преподаватель английского языка и репетитор Мария Фролова. – Многие бросают школу из-за невысоких зарплат и суматошных условий работы. Я ушла 12 лет назад. Как репетитор высокого уровня, зарабатываю 2,5 тысячи рублей в час, месячный заработок может быть выше 200-300 тысяч. Тут я сама могу контролировать нагрузку. Понятно, что никакая школа «рядом не лежала». Прибавьте и то, что я, как большинство коллег, провожу занятия онлайн. Есть время на развитие, на образование. Я кандидат филологических наук, дипломированный психолог. И такую возможность роста тоже дал уход в свободное плаванье. Да, издержки есть – иногда ученики подводят, иногда встречаются скандальные, неадекватные родители. Но и в школе они есть.
Думаю, не все учителя могут быть репетиторами, некоторым комфортнее работать в школе. И они не будут уходить, если условия станут более щадящими. Но есть и часть репетиторов, которая никогда в школу не вернется.
Обсуждая планы правительства в отношении «бесплатных репетиторов», педсообщество призывает «либо там опустить, либо здесь поднять». То есть, либо учреждать какой-то институт репетиторства в школах взамен частников, гувернеров и платных онлайн-школ. Либо все-таки разгрузить школьную программу. Ведь сегодня школа дает только базовые знания, которые гарантируют 65-75 баллов по ЕГЭ. И это зафиксировано в федеральных нормативах образовательных стандартов. «Хотите 100 баллов, занимайтесь дополнительно», – распространенный и абсолютно легальный подход к учебной программе.
Эксперты ВШЭ в обсуждении новой стратегии развития образования, которая «смотрит вперед» не только до 2036-го, но и до 2040 года, тоже придерживаются варианта разгрузки. Мол, начата «работа над синхронизацией школьной программы» с вопросами на ЕГЭ. И по ее результатам, можно надеяться, спустя 20 лет с лишним лет после введения госэкзаменов, на ЕГЭ «будут спрашивать именно то, что (в школе) изучают».
- Что в школе изучают, это отдельный вопрос, – говорит гувернантка и репетитор Дарья из Москвы. – Я работаю больше всего с начальной школой и немного со средней. И постоянно перевожу учебники на более доступный ребенку язык, с русского на русский. Программа по всем дисциплинам такая непоследовательная, что учимся тоже по собственной методе. Мы сначала делаем «домашку», а потом учим какой-то кусочек из того, что я планирую. Идем по повторам, по примерам, по закреплению материала. Конечно, не всегда успеваем, у меня есть ресурсные ученики – с аутическими диагнозами, с рассеянным вниманием. Но стараемся идти параллельным курсом, иначе ребенок просто не будет ничего понимать.
А что касается стратегии развития образования в целом, то «стрижка только начата». О старте проекта было объявлено в ноябре. Известно, что перемены затронут все уровни образования, включая высшую школу. Упоминают ИИ и цифровизацию, программу модернизации учебных заведений. Сейчас начата работа над формированием экспертных групп. «Педагоги, ректоры университетов, представители бизнеса, учащиеся и молодежь», всего 14 рабочих групп и «около 500 экспертов». На госпортале создана прямая линия, куда свои мысли по модернизации образования в стране может послать каждый желающий.