Первый зимний месяц подкрался незаметно. Он перехватил эстафету у ноября и продолжился такой же осенней слякотной, хмурой погодой с температурой воздуха на 4–5 градусов выше климатической нормы. По словам синоптика, характер погоды в декабре в средней полосе России будет крайне неустойчивым, поэтому вполне возможно, что снега в новогоднюю ночь мы так и не увидим. (Хотя надежда умирает последней!)
Хотя, например, вот завтра, в четверг, 5 декабря, погода будет соответствовать ранней зиме: -3…-5 градусов днем и до -9 по области в ночные часы. Вполне вероятно, что появится солнце, разорвав серые тучи. Однако зима останется погостить всего на двое суток, так как в субботу с юго-запада начнет подниматься теплый атмосферный фронт, и столбик термометра вновь устремится вверх. При этом переход от холода к теплу пройдет через снегопад, который может продлиться до полутора суток.
К концу воскресенья температура в Москве повысится до нуля. «Но хотя бы перед этим наготу полей прикроет снежок толщиной 5–7 сантиметров, он пролежит 3–4 дня», — сообщил Александр Шувалов.
Всю следующую неделю будет температура до +2…+3 градусов, а потом придет следующая волна холода. И такие скачки вероятны до конца декабря.
Но, конечно же, людей прежде всего интересует погода в новогоднюю ночь. Однако синоптик подчеркнул, что вообще-то точные прогнозы строить рано — заглядывать дальше, чем за десять дней, непрофессионально. Можно только предполагать.
Итак, уже сейчас известно, что среднемесячная температура в декабре в Москве будет превышать норму на 2–3 градуса. «Можно предположить, что теплые аномалии у нас будут держаться до конца месяца, прерываясь на краткосрочные похолодания, — отметил эксперт, — и такой колеблющийся, мятущийся характер погоды не гарантирует нам, что к Новому году ляжет снег. Лично я опасаюсь этого больше всего, потому что Новый год без снега у нас уже был, но это оставляет тоскливые впечатления. Конечно, лучше, если бы елка стояла в снегу и была бы вся им обсыпана…»
В итоге с вероятностью 70% синоптик предсказал довольно теплую новогоднюю ночь — но не оттепельную, а с -1…-4 градусами мороза, без дождя и, скорее всего, со слабым снегом. Что, впрочем, не так уж и плохо!
Кстати, ученый не исключил, что после теплых декабря и января 2025 года февраль вполне может оказаться холодным и «прижмет нас морозами». Как он напомнил, в XXI веке чаще всего бывает холодно именно в феврале, а не в январе.
Ну а если подводить климатические итоги уходящего года, то можно отметить, что в столичном регионе был всего лишь один холодный месяц, когда москвичам пришлось померзнуть, — это январь, чья среднемесячная температура оказалась на 4 градуса ниже нормы. А начиная с февраля все время наблюдались положительные аномалии температуры. Да такие, что нынешняя осень стала самой теплой за всю историю метеонаблюдений. Сентябрь так вообще был схож с летним месяцем, да и октябрь и ноябрь были, может быть, и неприятными по погоде, но тоже вполне теплыми. Их среднемесячная температура превышала норму на 2–2,5 градуса.
Говоря об отдаленных перспективах погоды, Александр Шувалов поведал, что вторая половина XXI века, скорее всего, принесет еще более зримые изменения в климате и сделает московский климат если и не схожим со средиземноморским, то он будет жарче и суше. Сейчас уже можно говорить, что столичная зима становится похожей на «еврозиму». А вот сама Западная Европа будет подмерзать…
В любом случае жители Центрального региона замечают, что зима «съеживается» по времени, зимний период становится все короче и короче, а летний, напротив, увеличивается. И эта тенденция в ближайшие 20–30 лет сохранится. Причем в этом вопросе синоптик, как он объяснил, «не заглядывает так далеко вперед, а просто проявляет солидарность с международным сообществом ученых-метеорологов, которые говорят о глобальных изменениях климата».
При этом глобальные изменения климата предполагают не только постепенное и ровное повышение глобальной температуры, но и учащение и усиление скачков температуры, осадков, учащение стихийных бедствий… «Разбалансировка климатической системы приводит как раз к всплескам либо очень сильного тепла, либо к резкому похолоданию, то есть выливается в подобного рода экстремальные подвижки в погоде», — объяснил метеоролог.