Выяснилось, сколько судей не хватает на сегодня россиянам

Дефицит составляет почти 20%

В 9 из 10 случаев российские суды удовлетворяют ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. Причем речь может идти даже о тяжелобольных людях. Об этом, а также о других проблемах правосудия говорили во вторник на пленарном заседании Совета судей. Среди прочего впервые прозвучала острая, болезненная тема защиты прав потерпевших.

Дефицит составляет почти 20%

Заседание началось с выступления председателя Верховного суда РФ Ирины Подносовой. Главная судья страны рассказала про то, как перегружена отечественная Фемида. За девять месяцев этого года суды первой инстанции окончили производство по 34 миллионам дел — на 15% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Цифра сумасшедшая, а снизить ее и хоть как-то разгрузить судей призван законопроект, в соответствии с которым, например, для взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги может быть использована исполнительная надпись нотариуса. В перспективе этот механизм может быть распространен и на другие категории дел (кроме уголовных).

Увы, на фоне общего снижения тюремного населения в России не уменьшается число людей в СИЗО. Более того, правозащитники (в частности, автор этих строк) подсчитали: сегодня в общей доле людей за решеткой больше трети — именно в СИЗО, и это рекорд как для советского, так и для современного российского периода. С начала 2024 года в России рассмотрено 70 000 ходатайств об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. Такие данные привела Ирина Подносова. По ее словам, удовлетворено 61 000 ходатайств (88%), а в удовлетворении 9000 (или 12%) отказано. Из 124 000 ходатайств о продлении сроков содержания под стражей удовлетворена 121 000 ходатайств (97%), а в удовлетворении 3000 (3%) отказано. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, выступая на Совете судей, обратила внимание на то, что в ряде случаев суды не выпускают из СИЗО людей, у которых установлено тяжелое заболевание, препятствующее содержанию под стражей. Она привела пример заключенного, решение по освобождению которого 5 раз откладывал суд. По словам Москальковой, только после ее обращения к председателю Верховного суда больного освободили из СИЗО. Незадолго до этого автор этих строк направила в Минюст две законодательные инициативы. Первая — ограничить срок рассмотрения судом ходатайства об освобождении тяжелобольного человека (когда комиссия уже установила у него наличие заболевания, препятствующего содержанию под стражей) пятью днями. Вторая — реанимировать институт поручительства, который хоть в законе прописан, но не применяется. В этом случае суды смогли бы не избирать меру пресечения в виде содержания под стражей под гарантии конкретных людей, что они не сбегут и не совершат противоправных действий.

Татьяна Москалькова озвучила важнейшую проблему. Она рассказала, что при отправке участников судебного производства на СВО не решаются вопросы прав потерпевших, не устанавливается истина по делу и не обозначается, кто и как будет компенсировать материальный и моральный ущерб пострадавшим. По сути, впервые перед судьями был поставлен вопрос защиты прав потерпевших в таком ключе.

Но проблемы есть и в самом судейском сообществе. 6491 судьи не хватает на сегодняшний день в России, это почти 20% от общего количества судей. Самая серьезная нехватка — в арбитражных судах, на втором месте суды общей юрисдикции, на третьем — мировые суды. Об этом заявил глава судебного департамента при Верховном суде Владислав Иванов. По его словам, основная причина кадрового дефицита — низкая зарплата и высокая ответственность судей. В итоге многие уходят в отставку досрочно. По просьбе департамента в Российском университете правосудия было проведено анонимное анкетирование таких судей. 85% ответили, что их не устраивает низкий уровень оплаты труда, 75% отметили высокую нагрузку, 39% — отсутствие возможности поддерживать баланс между работой и личной жизнью. О профессиональном выгорании заявили 37%. По словам главы судебного департамента, уже разрабатывается проект документа о повышении зарплаты судьям. Кроме того, пути решения кадрового голода будут искать в создании современной информационной системы судебного делопроизводства электронного документооборота, которая исключит рутинные операции. Сегодня судьи вынуждены много времени тратить на то, чтобы просто отписывать решения.

Примечательно, что на недофинансирование жалуются практически все суды. Речь идет даже о том, что не хватает денег на оплату коммунальных услуг в зданиях, где размещаются федеральные суды, и охрану. Так, на «коммуналку» выделено всего лишь 1,8% от заявленной потребности, а на защиту — 15%. Не хватает средств на выделение путевок судьям (6,7% от потребности), на медицинское обеспечение с увеличением их семей (6%). Примечательно, что сегодня в стране более 24 тысяч федеральных судей в отставке (за год их стало больше на 9%).

— Многие имеют богатый жизненный опыт и желание приносить пользу обществу, — говорит председатель Совета судей Виктор Момотов. — При этом круг их возможных занятий остается очень узким (например, они, по общему правилу, не могут работать даже в некоммерческих организациях, только в общественных объединениях). Такой жесткий подход не позволяет в полной мере реализовать потенциал судей в отставке. В условиях демографического спада необходимо провести работу по пересмотру существующих ограничений и создать условия для их полноценного участия в социальной и экономической жизни страны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29418 от 4 декабря 2024

Заголовок в газете: Куда уходят судьи, в какие города?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру