Рабочие заводов Volkswagen в Германии начнут забастовку с понедельника из-за планов автопроизводителя уволить тысячи людей, сократить зарплату и закрыть заводы впервые в своей стране, пишет The Guardian.
Объявляя, что на всех заводах VW начнутся “предупредительные забастовки”, которые обычно длятся несколько часов, Торстен Грегер, ведущий представитель профсоюза IG Metall на переговорах с VW, сказал: “Если потребуется, это будет самая жесткая борьба за ведение коллективных переговоров, которую когда-либо видел Volkswagen”.
Профсоюзный лидер обвинил менеджеров автоконцерна в ухудшении ситуации: “Volkswagen подожгла наши коллективные соглашения”, - сказал Грегер.
Планы закрыть по меньшей мере три завода – первые внутренние закрытия за 87-летнюю историю компании – уволить тысячи рабочих и сократить заработную плату на 10% привели к ожесточенному спору с профсоюзом и производственным советом, отмечает The Guardian.
Концерн VW, в который входят Audi и Porsche, является крупнейшим работодателем Германии, насчитывая в стране около 300 000 сотрудников, из которых около 120 000 охвачены коллективным договором.
В заявлении, опубликованном в воскресенье, концерн заявил, что уважает право сотрудников на участие в предупредительной забастовке и предпринял шаги для минимизации последствий.
Проблемы крупнейшего европейского автопроизводителя являются малообещающим фоном для канцлера Олафа Шольца, который в прошлом месяце инициировал досрочные выборы, уволив своего министра финансов, положив конец трехстороннему коалиционному правительству Германии.
Немцы будут голосовать 23 февраля на выборах, которые должны сделать оппозиционный правоцентристский альянс ХДС/ХСС крупнейшей группой за счет социал-демократов Шольца. Предвыборная кампания на необычных зимних выборах разворачивается на фоне кризиса в высокотехнологичном производственном секторе Германии и проблем с традиционными оплотами немецкой промышленности - автопроизводителями.
VW сталкивается со слабым потребительским спросом, высокой стоимостью перехода с двигателей внутреннего сгорания на электромобили и острой конкуренцией со стороны Китая. Компания назвала низкие продажи электромобилей в качестве основной причины для резкого сокращения расходов.
Менеджеры концерна заявили, что “ухудшающаяся экономическая ситуация” требует “фундаментальной реструктуризации”, сославшись на падение спроса на автомобили в Европе, а также рост затрат на рабочую силу, энергию и сырье.
Профсоюз и производственный совет выдвинули планы, которые, по их словам, могут сэкономить 1,5 млрд евро на затратах на рабочую силу без необходимости закрытия заводов. Планы включают отмену будущих повышений заработной платы в обмен на сокращение рабочего дня на некоторых заводах и отказ от премий для руководителей и персонала.
Volkswagen ответил, что, хотя эти меры могут помочь в краткосрочной перспективе, они не приведут “к какому-либо долгосрочному финансовому облегчению для компании в ближайшие годы”.
IG Metall назвала это “крайне прискорбным” ответом, обвинив компанию в “игнорировании конструктивных предложений представителей работников”. Профсоюз предупредил о “жаркой зиме” забастовок.
Кризис крупнейшего европейского автопроизводителя символизирует проблемы отрасли по всему континенту. На прошлой неделе глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что она возглавит “стратегический диалог” о будущем европейской автомобильной промышленности. Она сталкивается с давлением со стороны правоцентристских союзников и ультраправых, которые требуют от автопроизводителей отказаться от "зеленых" целей или ослабить их.
Автопроизводители заявляют, что они изо всех сил пытаются профинансировать инвестиции для перевода производства с бензиновых и дизельных автомобилей на электромобили, поскольку спрос на автомобили с батарейным питанием падает. В то же время производители электромобилей в Китае, которых ЕС обвиняет в том, что им помогают “несправедливые” государственные субсидии, увеличивают свою долю на рынке.
В октябре VW объявил, что его прибыль упала почти на 60% из-за спада продаж в Китае. VW остается прибыльным, но прибыль до налогообложения упала почти на 60% до 2,4 млрд евро за квартал с июля по сентябрь по сравнению с 5,8 млрд евро годом ранее.