Нашему коллеге журналисту Сергею Б. позвонил аж сам «мэр Москвы», который связал его с «первым заместителем министра МВД РФ» для якобы разоблачения переводов денежных средств на Украину и финансирования ВСУ.
Как говорит Сергей, до определенного момента он искренне верил, что беседует с самим московским градоначальником.
Собственно, схема простая и давно уже используется, если бы не одно «но»: псевдо-«Собянин» был совсем как настоящий.
Вот его история.
«Мне позвонила якобы секретарша мэра Москвы и спросила, не получал ли я письмо на электронную почту с приглашением на некую видеоконференцию. Когда я сказал, что ничего не получал, пообещала продублировать его еще раз. И действительно, такое письмо вскоре пришло. Девушка сказала, что со мной хочет поговорить ее начальник и поинтересовалась, как мне удобнее пообщаться с «Сергеем Семеновичем», по Zoom или по Skype, – я ответил, что все равно. «Давайте по Zoom тогда свяжемся», — сказала она
— И вы не подумали, что это какой-то развод?
— Да нет. Месяц назад меня настоящий Сергей Собянин с днем рождения поздравил по почте. Естественно, я стал вспоминать, может, какие выборы на носу? Хотя вроде нет… «Секретарша» меня заранее предупредила, чтобы у меня был опрятный вид, что времени очень немного, и поэтому я должен вести себя предельно аккуратно. Странно, конечно, ну ладно.
— Когда появился «Собянин», вы ничего не заподозрили?
— Да нет. Он действительно был похож. В костюме. Голос такой глуховатый, в принципе, у него такой и есть. Меня слегка насторожило, что иногда голос не совпадал с артикуляцией, но в конце-концов, может, это что-то со связью. «Собянин» спросил, какие у меня проблемы, что я думаю о происходящем в Москве, в смысле благоустройства, все ли мне в городе нравится. Минут пять шел этот лирический разговор, а затем он сказал, что случилось небольшое ЧП и готов ли я переговорить с первым министром МВД неким «Горовым». Почему нет?
— Замминистра тоже был похож?
— А я не знаю, как он выглядит. Я так понимаю, что это человек не публичный, потом посмотрел фото — со мной разговаривал явно не он и в этом случае нейросети, скорее всего, не использовались.
— Видимо, в реальности происходящего вас должен был убедить вид самого мэра, так как его знают все, а насчет внешности остальных персонажей мошенники не заморачивались.
— Может быть. На заднем фоне у «замминистра» был кабинет, все, как полагается, герб, портрет.
Сидит мужчина, спрашивает, вы знаете, кто я? Я отвечаю: «Сергей Семенович предупредил, что вы Александр Владимирович Горовой, первый заместитель Колокольцева». Минут 15 длился наш разговор, и тут я уже стал понимать, что здесь что-то не так. Этот человек начал говорить, что на мой счет, 22 ноября поступили 25 миллионов рублей. Я говорю, с чего это вдруг? Знаете, на телефоне все отражается и никаких денег не приходило. Он тут же начал объяснять, что они находились на моем счету всего несколько секунд и потом их сразу перевели на Украину, что со мной сейчас свяжутся два сотрудники из органов: некие Соколов и Комбаров, один из Росфинмониторинга, другой из ФСБ, и я должен оказывать им всяческое содействие. Позвонил этот самый Соколов, начал на меня сразу давить, что якобы на какие-то мои счета пришли эти деньги и на нем 3 тысячи рублей. И что я обязан им помогать. Я спрашиваю: почему?
Если вы из Росфинмониторинга, то вы сами должны этим заниматься. Он начал убеждать меня в том, что я должен доказывать свою невиновность и начать с ними сотрудничать, иначе меня ждут неприятности.
— Знакомая схема. А про презумпцию невиновности этот «Соколов» ничего не слышал?
— К тому моменту я тоже убедился, что это мошенники. Я прервал разговор. Они не перезванивали. Мне не показалось, что это звонили из зоны или что эти люди говорили с акцентом. Вполне себе вежливые, интеллигентные, вели себя достаточно свободно и явно не боялись попасться.
— Не появилось желания обратиться в правоохранительные органы?
— Нет. Я же понимаю, что вряд ли этим кто-то станет заниматься. У меня же ничего не украли. У меня осталось письмо на электронной почте якобы из мэрии. Я уверен, что необходимо предостеречь других москвичей, особенно пенсионеров, которые могут поверить мошенникам, притворяющимся известными людьми. Преступники просто задавят их своим авторитетом и не дадут возможности подумать.
Комментарий Марии Архиповой, председателя Ассоциации Адвокатов России за Права Человека:
«Использование нейросетей мошенниками идет полным ходом, — считает правозащитница Мария Архипова. — Мы регулярно получаем жалобы, в которых потерпевшие предъявляют доказательства работы нейросетей, проблема действительно становится системной и массовой – позвонить любому может и «Собянин», и «губернатор» конкретного региона, и знакомый, и родственник, и «клиент», если предполагаемая жертва предприниматель. Мессенджеры, вацап и телеграм в этом смысле освоены аферистами уже давно, сети выстраивают самые невероятные диалоги и разговоры, которые впоследствии могут стать инструментом, например, шантажа. Так, один пострадавший получил повестку в полицию, где был вынужден давать пояснения по совершенно не касающемуся его вопросу, а причина оказалась проста – нейросеть сгенерировала его разговор с якобы «клиентом», в котором пострадавший был выставлен недобросовестным предпринимателем, а за решение вопроса с человека мошенники вымогали 2 000 000 рублей. Мужчине пришлось долго доказывать, что он не при чем.
В данном случае обращаться в полицию нужно обязательно, это единственный способ не давать мошенникам оставаться безнаказанными. Оперативники имеют все возможности отследить, откуда пришло письмо, как осуществлялась видеосвязь, на кого оформлены телефонные номера, с помощью чего было сгенерировано изображение или аудио – это все можно установить и найти и исполнителя, и заказчика. К сожалению, многие опасаются, что это займет время и придется давать пояснения, что полиция все спустит на тормозах, но только так, осознанно действуя, можно противостоять мошенникам».
К сожалению, так оно и бывает. Сегодня позвонили журналисту, который критически отнесся к такому общению (да и то не сразу), а завтра наберут доверчивому пенсионеру (многие сейчас используют видео для звонков родным) – для пожилого человека за радость внимание к нему со стороны любого высокого чиновника, а в итоге накопленных средств или вообще квартиры как не бывало.
Бездействие правоохранительных органов и опасения граждан в данной ситуации может ударить по самым незащищенным группам населения – от детей до стариков.