В совместном использовании
Несмотря на свои скромные размеры и небольшую глубину, Азовское море изобилует морскими обитателями. По степени зарыбленности оно в шесть раз превосходит Каспийское море, в 40 раз - Черное и в 160 раз - Средиземное. В советское время здесь добывали более 700 тысяч тонн морепродуктов. Даже сейчас, по мнению некоторых экспертов, суммарная годовая прибыль от вылова рыбы в Азовском море сравнима с доходом от самого богатого золотого прииска в России.
Начиная с 1774 года Азовское море было внутренним морем России. После распада СССР Украине отошла часть прибрежных вод от Керчи до Мариуполя, а значит, и рыболовецкий промысел тоже надо было как-то делить.
Решением стал международный договор между Россией и Украиной от 1993 года, который регулировал добычу морепродуктов в акватории Азовского моря. В документе прописаны зоны разрешенного рыболовства, а главное, объем рыбы, который можно вылавливать в год. Но на практике все оказалось немного иначе.
Воровали как в последний день
Допустимые объемы рыболовства регулировались межгосударственной комиссией. Специалисты собирались раз в год, чтобы определить квоты. Но украинская сторона приводила «научные» исследования, в которых завышалось количество обитающей в Азовском море рыбы. Это было обоснованием для повышенных объемов ее вылова. «Расплачивались» со своими учеными украинцы грантами. А «научный» флот был приспособлен под рыбодобычу.
«Украина нашла интересный способ не платить науке, а разрешить изымать неограниченное количество рыбы, вернее, то ограниченное большое количество, которое они себе обосновывали. И при этом не платить за ресурс. Естественно, вылавливая всю эту рыбу, они просто обогащались. Это все, на что были направлены действия украинской "науки"», — рассказал директор рыболовецкой компании Владимир Череповский.
В этой «научной» деятельности, по словам нашего собеседника, участвовало порядка 30 судов средней тоннажности, что дает приблизительно представление о масштабах злоупотреблений.
Интересен еще и тот факт, что вылов осетровых Украина осуществляла на своей половине моря, где рыба проводит 80% времени. К берегам России она приходит только на нерест.
Ирония заключается еще и в том, что именно Россия занималась выращиванием осетров в промышленных масштабах, и выпускала их в акваторию Азовского моря, чтобы поддержать популяцию. А Украина только вылавливала их у своих берегов, нещадно завышая квоты.
Едва не угробили море
Конечно, такой варварский промысел крайне болезненно ударил по экосистеме моря. И чтобы спасти его обитателей от истребления, Череповский со своими единомышленниками основал собственную группу научно-промышленных исследований. Именно они, совместно с рядом независимых научных организаций, выявили подлог в результатах исследований, который Украина передавала России.
«Я обращался в Азово-Черноморское территориальное управление РФ с информацией о том, что ресурсу, находящемуся в совместном использовании, наносится непоправимый ущерб. За это я был прижат силовыми структурами Украины к причалам, и больше 8 месяцев мне не разрешали выйти в море. Возле моих судов находилось минимум 2 судна рыбоохраны, которые не пускали мои корабли в море в отместку за передачу российской стороне реальных данных о добыче рыбы в Азовском море. А затем даже был брошен за решетку на 15 суток», - добавил Череповский.
О масштабах можно судить уже по тому, что не смотря на то, что последние два года добычи рыбы не было, экосистема Азовского моря восстановилась лишь частично. Например, популяция бычка, который является кормовой базой азовской камбалы, так до конца и не пришла в норму. Хотя другие виды рыбы, такие как хамса или тюлька, вполне успешно восстановились.
Но, к сожалению, это далеко не весь ущерб, который Украина нанесла Азовскому бассейну. Главной проблемой рыбаков и отдыхающих на Азовском море в последние годы стала медуза. Её так много, что о её скопления рвутся сети, а отдыхающие не могут зайти в море из-за сплошной желеобразной массы, растянувшейся на десятки метров вдоль всего берега.
Специалисты утверждают, что это происходит из-за повышения солёности акватории моря, которое вызвано слабым притоком пресной воды. А та, в свою очередь, не может нормально стекать, потому что Украина уже больше десятка лет не чистила русла своих рек. Эту информацию нам подтвердили в местном отделении Федерального агентства водных ресурсов России.
«Сейчас все практически на скважинах. Речек нет, речки убиты были. Их Украина не расчищала», - сказал начальник отдела Федерального агентства водных ресурсов Тимур Хапаев.
Ситуация настолько серьезная, что, если не изменить её в ближайшее время, в экосистеме могут произойти необратимые изменения. И того Азовского моря, каким оно было раньше, мы уже никогда не увидим.
Что делает Россия?
Сейчас Азовское море полностью под контролем России, поэтому серые схемы рыболовства невозможны. Но, чтобы исправить ситуацию, этого уже недостаточно.
«В следующем году будут выделены федеральные средства, будет разрабатываться система изучения течений, чего в Украине не было. Будем изучать течения, как наносы идут, как строить берегозащиту, чтобы не разрушалась Бердянская коса. То же самое будет проводиться в Кирилловке, там есть Федотова Коса. И Обиточная коса. Их тоже будут исследовать, чтобы не допускать размыва берега. Также в районе Приазовском районе разрушается берег, там мы тоже будут проводится исследования, что необходимо сделать, чтобы не было разрушения берега», - сказал Тимур Хапаев.
Также весной этого года о программе оздоровления бассейна Азовского моря заявлял губернатор Запорожской области Евгений Балицкий. По его словам, программа была создана по результатам проведения экологического форума, который состоялся в Бердянске в конце 2023 года. По итогам этого форума Минэкологии России было принято решение о выделении средств на очистку малых рек, которые впадают в Азовское море и формируют необходимый водный баланс.
«Уже проведена расчистка четырех рек. Это река Молочная в пределах города Мелитополя, река Домузла в границах ПГТ Приазовское, расчистка реки Обиточная в границах города Приморска и также расчистка реки Малый Утлюк в границах пгт Акимовка. Параллельно мы заказали проектно-сметную документацию по реконструкции бердянского водохранилища. На данный момент это единственный источник питьевого водоснабжения области», - отметил Тимур Хапаев.
Он подчеркнул, что очистка русла реки - это очень сложная работа, требующая не только больших финансовых вложений со стороны государства, но и серьезных научных изысканий. Если не провести необходимых исследований, река может серьезно пострадать, а то и вовсе пересохнуть. К сожалению, для полного восстановления источников пресной воды в Запорожье может понадобиться от десяти до пятнадцати лет.