Законопроект «О необходимости подтверждения иностранными гражданами законности их нахождения на территории Российской Федерации и прохождения тестирования на знание русского языка при поступлении на обучение» вносит изменения в статьи Федерального закона «Об образовании». Вместе с главой парламента и депутатом Ириной Яровой (проект успели окрестить законом Володина-Яровой), его инициировали 15 депутатов, включая лидеров партий всех фракций ГД. Известно также, что будет еще одна «предвариловка» 9 декабря, а в первом чтении проект рассмотрят 10-го.
Вокруг инициативы не принимать без знания языка на обучение детей «с мигрантской историей» много споров. Проблема и правда очевидна, особенно в школах. В качестве выхода из кризиса общественные деятели, другие депутаты и эксперты призывали создавать адаптационные центры для трудовых мигрантов, языковые курсы. Были сторонники и у «мигрантских» классов, отдельных садов и школ, где бы велось преподавание русского языка как иностранного.
Однако депутаты решили по-другому, аргументируя свой подход необходимостью принятия срочных мер по улучшению ситуации.
«По данным МВД и Минпросвещения, в прошлом учебном году в наших школах из 18 миллионов обучались свыше 200 тысяч детей мигрантов», - сообщает Вячеслав Володин на своем канале в соцсети. Где, уже по традиции, устраивает «народный» опрос. «Низкий уровень знания русского языка или его отсутствие у детей мигрантов вызывает стресс у самого ребенка» и у одноклассников, «педагоги не могут качественно передавать им знания», — отмечает спикер парламента. И указывает на «трудности в усвоении образовательных программ», причем не только у самого «не говорящего» ребенка.
В сопроводиловке к проекту закона тема раскрыта полнее. Там говорится о том, что русский является государственным языком в нашей стране и достаточное владение им — базовое условие для получения образования. Что язык также необходим «для возможности обучения и взаимопонимания со сверстниками и педагогами». Но главное — это даже не коммуникация, а гарантии «прав всех учащихся в равной степени», это подчеркивается в документе.
Как именно будут «проверять» русский у детей, большой вопрос. Подробности в Госдуме не раскрывают, сообщая только, что «лица» (дети мигрантов) при поступлении на учебу будут подвергаться тестированию. За «методическое обеспечение тестирования» ответственность возложена на Минпросвещения, за процедуру проведения — на Рособрнадзор.
«Нулевое чтение» проекта перед внесением было жарким, многие парламентарии недоумевали: куда же денутся толпы детей, которые провалят тестирование на знание языка? На улицы? Опасаются в Госдуме и реакции на ратификацию закона «на международном уровне», в содружестве БРИКС прежде всего. Да и были уже примеры государств, где начинали «разбираться в с языком».
«Нам нужно будет очень серьезно продумать не только каждую статью этого закона, но и множество смежных документов», — говорит депутат ГД Николай Харитонов. Известно, что сейчас текст законопроекта разослали для ознакомления в регионы.
- Статья 62 Конституции РФ декларирует, что иностранные граждане и лица без гражданства наделены такими же правами и обязанностями, как и граждане РФ, — комментирует юрист Станислав Попов. — Затем, основные изменения в закон «Об образовании» опираются на статус русского как государственного языка, этот статус не однозначен. Республикам дано право устанавливать свои государственные языки, малые народы обязаны сохранять языковое и этнокультурное наследие.
Поправки 2020 года в Конституцию обязывают всех «обеспечивать сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическую, политическую и социальную солидарность».
В законе «Об образовании» указано, что «принципы государственной политики заключаются в «обеспечении права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования», и это касается всех детей. Что до других федеральных законов, менять придется еще несколько федеральных законов и постановлений, подзаконных актов. И международные, многосторонние и двусторонние соглашения о сотрудничестве. В гуманитарной сфере в том числе.